Упражнения по коррекции дислексии у школьников

Игровые приёмы коррекции дислексии

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая – понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия — это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения , связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия — это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Характеристика детей с дислексией.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, дислексия может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • Замены и смешение графически сходных букв (И – Ш, Б – Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков( звонких — глухих, твёрдых — мягких)
  • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
  • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
  • Нарушения понимания смысла прочитанного.

Причины дислексии.

  • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Чем грозит ребенку дислексия?

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия — этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

1. Составление слова из начальных букв.

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

2. Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

3. Письмо по памяти.

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Читайте также:  Как собрать кал у грудничка на анализ

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

5. Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

8. Кулинарная азбука.

Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

9. Пишем, лепим, вырезаем.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

10. Узнай букву по описанию.

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

11. Письмо на спине.

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

13. Назови ласково.

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

16. Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Вывод.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

  • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 – 4 классах вспомогательной школы : учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
  • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей –/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
  • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
  • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса :/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
  • Корнев, А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
  • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
  • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д .: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
  • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.

Все о семантической дислексии

Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушения письма) являются распространенными нарушениями среди младших школьников. От физиологических ошибок их отличает стойкость, специфичность, разнообразие нарушений, похожие механизмы их возникновения. Из-за трудностей в овладении чтением и письмом дети становятся менее общительными, стесняются этой особенности. Существует несколько форм дислексии, отличающихся механизмом появления.

  • Причины развития нарушения
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Особенности диагностических мероприятий
  • Особенности семантической формы дислексии
  • Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии
  • Примеры упражнений по коррекции дислексии
  • Профилактические меры
  • Когда лучше начинать занятия

Причины развития нарушения

Причины появления дислексии разнообразны, они связаны с органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за овладение навыками чтения и письма. Появление этой дисфункции может быть обусловлено следующими причинами:

  • тяжелое течение беременности;
  • родовые, послеродовые травмы;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • неправильная речевая среда, в которой растет и воспитывается ребенок;
  • недостаточное функционирование определенных отделов головного мозга.

Дислексия может появиться в результате ОНР (общего недоразвития речи), других речевых нарушений (дизартрии, алалии).

Классификация

Дислексия − это трудности в овладении чтением, обусловленные недостаточной сформированностью высших психических функций. Она проявляется в специфических ошибках, имеющих стойкий характер. В зависимости от того, работа каких отделов головного мозга нарушена, различают несколько форм дислексии.

  • Фонематическая связана с нарушением работы фонематического слуха. Причина ее появления − несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
  • При семантической форме нарушается понимание прочитанного, при этом техническая сторона чтения идеальная.
  • Если недостаточно сформирован грамматический строй, то может появиться аграмматическая дислексия. При этой форме у детей наблюдаются затруднения в усвоении грамматических категорий.
  • Мнестическая форма связана с трудностями в запоминании новых букв и прочитанного.
  • Оптическая дислексия характеризуется сложностью в усвоении графического образа буквы или цифры. При такой форме нарушения чтения может быть зеркальное письмо.
  • Тактильная форма свойственна слепым детям, проявляется в трудностях усвоения шрифта Брайля.

В зависимости от формы дислексии специалист будет составлять план коррекционной работы и подбирать методики лечения.

Симптоматика

Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.

Главный признак − это ошибки в чтении.

Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:

  • пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
  • нарушения в координации;
  • нарушена моторная сфера;
  • недостаточно развита память;
  • при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Особенности диагностических мероприятий

Логопед проводит диагностику нарушений процессов чтения и письма у младших школьников. Специалист обязательно обращает внимание на состояние звукопроизношения, сформированность фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Если у детей имеются нарушения в этих областях, то могут возникнуть трудности при овладении грамотой.

Логопед оценивает состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной. Также он смотрит на ориентацию малыша в пространстве, различает ли он стороны. Для оценки навыков чтения и письма логопед предлагает назвать буквы, написать заглавные, строчные, определить место звука и буквы в слове. Специалист предлагает прочитать слоги, затем речевой материал усложняют. При этом обязательно спрашивают смысл прочитанного.

Для оценки письма логопед предлагает написать слова под диктовку, списать их с образца, а потом написать самостоятельно. Специалист беседует с родителями, чтобы понять в какой речевой среде воспитывается ребенок. На основе результатов диагностики логопед дает рекомендации родителям и составляет план коррекционной работы.

Читайте также:  Возможна ли виртуальная любовь – Любовь и cекс – Домашний

Особенности семантической формы дислексии

При данной форме дислексии не наблюдаются нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры и предложений. Но человек совсем не понимает смысла прочитанного. Часто семантическая дислексия наблюдается при слоговом чтении. Из-за того, что малыш делит слово на части, он не воспринимает его как единое целое.

Дети испытывают затруднения в узнавании знакомых слов. Одна из причин семантической дислексии является недостаточная сформированность синтеза, проблемы в объединении слогов в одно составляющее. Дети испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

  • соединить звуки вместе, если их произносят с паузами;
  • чтение слов, предложений, выстроенных по слогам.

Ребенок не может воспринимать предложение из-за того, что у него недостаточно сформированы понятия о связи слов во фразах, тексте. Для него оно находится обособленно, никак не связано с другими словами. Поэтому основная задача коррекционной работы по преодолению семантической дислексии − это устранение механического чтения, и одновременно сформировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии

Во время обучения нужно научить ребенка объединять слоги в одно слово, чтобы потом он смог устанавливать связи с другими словами в предложении, понимать смысл прочитанного. Для каждой формы дислексии имеются специфичные задания, направленные на устранение причин их появления:

  1. Взрослый называет слово по отдельным звукам, делая паузы между ними. Задача ребенка − назвать это слово.
  2. Теперь взрослый произносит слово по слогам, делая паузы между их произнесением больше. Задача ребенка − соединить их вместе.
  3. Дополнить слово недостающими слогами.
  4. Предложить поменять первый слог так, чтобы образовалось новое слово.
  5. Составить из двух слов одно.
  6. Детям дают карточки со слогами, расположенными в хаотичном порядке, предлагают составить из них слово.

Эти упражнения направлены на формирование навыков звуко-буквенного анализа и умения соединять слоги. Кроме этих заданий, предлагайте детям соотносить наименования с показываемыми картинками. Специалист должен сформировать синтаксические связи между словами и основы грамматики.

Поэтому, чтобы ребенок научился читать, понимать прочитанное, включите упражнения, связанные с прочтением предложений и выполнением заданий на соотнесение с подходящими изображениями, поиск соответствующего по смыслу предложения. Нужно попросить рассказать о том, что ребенок прочитал, ответить на вопрос, заданный в тексте.

Важное направление − работа с деформированным текстом. Детям предлагают неправильно составленные предложения. Нужно распределить предложения так, чтобы получился единый рассказ. Это задание формирует навык умения работать не только с небольшими синтаксическими единицами, но и с целыми предложениями.

Эти упражнения помогут школьнику преодолеть трудности слогового чтения и научиться объединять части слов в единое целое, соотносить с предметом или действием. Но какая-то определенная форма дислексии встречается редко, чаще всего имеются симптомы нескольких разновидностей. В коррекционную работу нужно включать задания на устранение этих недостатков.

Примеры упражнений по коррекции дислексии

Если у ребенка имеются нарушения фонематического слуха, то нужно проводить работу по дифференциации смешиваемых звуков. Для этого используют слова-паронимы (отличающиеся одним звуком), взрослый просит показать на нужное. Детям подробно объясняют артикуляцию звука − это важно, потому что в начальной школе ребенок при написании опирается на проговаривание.

Важное направление в коррекции дислексии − это формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Ребенка знакомят с понятием «слово» (например, можно обозначить прямоугольной фигурой или другим символом). Взрослый предлагает составить схему предложения − выложить нужное количество слов. Предлагают задания на составление предложений с определенным количеством составляющих, придумать их в соответствии с сюжетной картинкой.

Отдельное направление − работа с предлогами, которые можно обозначить как «маленькие слова». При составлении предложений добавлять и их. Также, задача педагога научить детей правильно делить на слоги, переставляя их создавать новые слова, выбирать их в соответствии с заданным количеством слогов. Особое направление − это выделение ударного слога. При работе с формированием навыков звуко-буквенного анализа обязательно используйте различные схемы, чтобы ребенку было легче усвоить материал.

Профилактические меры

Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:

  1. Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
  2. Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
  3. Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
  4. Составление слов из слогов.

Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.

Когда лучше начинать занятия

Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения. Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения. Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.

Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения

До поступления в первый класс ваш ребенок был таким, как и все остальные дети: бегал, прыгал, читал стихи наизусть, занимался лепкой, рисованием, может быть даже посещал какие-то кружки и спортивные секции – словом рос нормальным, активным и здоровым ребенком. И вот, начав учиться в школе, вы сталкиваетесь с проблемой: ребенок не хочет идти в школу, поскольку не успевает по предметам. Как нормальный родитель, вы идете к классному руководителю и слышите от него, что ваш малыш не воспринимает письменную речь и, возможно, вам следует обратиться к врачу. К какому врачу вести ребенка, как бороться с возникшей проблемой и что такое «дислексия» — читайте в материалах этой статьи.

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Читайте также:  Дискинезия желчевыводящих путей - лечение в СПб, цена

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Методы коррекции дислексии у детей

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии. В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения. Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка.

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

При посещении занятий с логопедом, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие для имеющейся формы заболевания способы ее коррекции.

Вместо заключения

Вырастить ребенка – большой труд. Правильно организовать занятия по его развитию – целый талант и огромная ответственность. Если ваш ребенок еще не дорос до начальной школы, проводите все занятия с ним в игровой форме, чтобы у него не возникало подобных проблем с восприятием письменной речи. Ну а если дислексия все же выявилась – не отчаивайтесь. Своевременное обращение за помощью к специалистам и добросовестное выполнение их требований – путь к успеху.

Ссылка на основную публикацию
Унификация требований к формулировке диагноза
Тяжелый комбинированный иммунодефицит (ТКИД) , MD, PhD, Cleveland Clinic Lerner College of Medicine at Case Western Reserve University Last full...
Уколоть палец иголкой значение приметы
Что по приметам означает уколоть палец иголкой или булавкой В старину женщины и девушки много времени проводили с иголкой в...
Уколы АТФ инструкция по применению, состав, аналоги
АТФ-Форте Таблетки по 15 мг № 20 (10х2), № 30 (10х3), № 40 (10х4) в блистерах в коробке 1 таблетка...
Уплотнение и шишка на половой губе — причины
Уплотнение на половой губе Каждая женщина, обнаружив у себя уплотнение на половой губе, начинает сильно переживать. И в первую очередь...
Adblock detector