Структура личности по Юнгу 1

Структура личности по Юнгу

Экология жизни. Психология: Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.


Персонаэто то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Теньцентр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

1. Структура личности

1.1 Психика

Юнг в своей аналитической психологии ушел от главной идеи психоанализа, что мы постоянно боремся с животной частью себя. Его деление психики идет тоже в глубь, но там находится КБ — коллективное бессознательное. А блоки такие — Я:ЛБ:КБ (бессознательное поделил на личное и коллективное).

Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных теорий психологии на данный момент. Большинство людей используют его чуть-ли не мистическим ярлыком, хотя Юнг изначально подчеркивал что это не совсем так. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всех (не только людей), кто жил до нас. В его основе повторяющиеся переживания многих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом.
На КБ вырастают Я, ЛБ и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется КБ! Структурные компоненты КБ — архетипы. Очень важен архетип Самости (о нём ниже).

Личное бессознательное (Фрейд называл просто бессознательным) состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. В ЛБ существуют комплексы.

Я – это сознающий ум и память: отвечает за чувство «себя» и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. По Юнгу, рост сознания — это всегда героическое усилие индивида, старающегося преодолеть жесткие рамки того, что все остальные считают уже известным. Сознание учится всё более быстрму распознаванию, узнаванию.

1.2 Типология

Юнг первый заметил, что люди различаются по крайней мере тем на что их Я (эго) направлено в первую очередь — психические установки. Тех, кто прежде всего живёт в своём внутреннем мире, а потом во внешнем окружении он назвал интровертами; тех, кто наоборот — экстравертами. Сны носят компенсаторный характер, так что сны преимущественно экстравертированной личности будут интровертивны, и наоборот.

Со временем он описал 4 психические функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Обычно одна их четырех функций возвышается над тремя остальными и играет в сознании доминирующую роль. Наименее дифференцированная их четырех функций называется низшей функцией. Мышление и чувство называются рациональными функциями.
Потом соединив психические функции с установками получил типологию на 8 категорий.

Единство противоположностей достигается за счет того, что Юнг назвал трансцендентной функцией. Действие этой функции завершается синтезом противоположных систем, что проявляется в стабилизации и интеграции личности. Центр этой интегрированной личности – самость (см дальше).

2. Динамика личности

Что движет личностью

Юнг переопределил Либидо в просто жизненную силу (психическую энергию), которая не обязательно должна быть сексуально или агрессивно окрашенной. Количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, называется ценностью этого элемента. Абсолютную ценность идеи и чувства определить невозможно, но можно определить относительную.

С помощью ценности человек определяет что он предпочитает. Порядок предпочтений можно принять как примерный показатель относительной силы ценностей. Снижение одной ценности неизбежно означает возвышение другой. Например, если ребенок начинает меньше любить семью, возрастает его интерес к другим людям и вещам. Идеальное состояние, в котором вся энергия равномерно распределена между различными полностью развитыми системами, – самость (см дальше).

Читайте также:  Рентгеноскопия дает возможность изучить

Главным мотиватором любого человека являются силы из глубины истории — силы архетипов (синонимы: доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы, когнитивные инварианты).

Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях. Архетипы (термин существовал и раньше, хотя был малоизвестен) — первичные психические образы (структура без формы): универсальный для всех людей способ воспринимать и реагировать на что-то. Например, архетип матери создаёт восприятие матери как матери. Повзрослев, девочка будет вести себя как мать посредством этого архетипа. Юнг любил сравнивать архетип с руслом реки, которое медленно формировалось в течение тысячелетий.
Архитипов много и они имеют иерархические уровни. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы Я, развития, рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мужчины, женьщины, Бога, мудрого старца, матери-земли, итд.
Архетипы провоцируют повторение одних и тех же переживаний у разных людей. Архетипы описаны в мифах. Так как мифы повествуют о человеческих конфликтах, Юнг получил возможность понимать конфликты, переживаемые его пациентами.

В ЛБ (часто на основе архетипа) вокруг какого либо ядра-магнита образа начинают концентрироваться воспоминания, мысли и вызывать сильные эмоциональные реакции. Группы эмоционально заряженных понятий Юнг называл комплексами. Например, мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс матери. Теперь мысли чувства, действия данного человека ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Любой комплекс может захватить контроль над личностью и стать движущей силой.
С такой точки зрения, Фрейд выдвинул теорию, по которой все комплексы вращаются вокруг сексуально значимых событий на ранней стадии человеческой жизни.

Этапы/стадии развития личности

Нормальный ребенок психологически изначально пребывает в состоянии бессознательности. В процессе его развития из океана бессознательного, подобно островам, возникают разнообразные изолированные моменты сознания; такие острова сознания постепенно становятся все больше и больше до тех пор, пока Эго-комплекс окончательно не кристаллизуется и не даст возможность более или менее устойчиво осознавать себя и других.

Юнг первый предложил идею развития личности (процесс, названый индивидуацией) как интеграции (гармоничного сочетания) в себе противодействующих сил/качеств на протяжении всей жизни. Самость — архетип порядка, переплетение противоположностей и целостности, который определяет идеальный вариант такого процесса. Самость – центр личности, вокруг которого стабильно группируются все остальные системы. Задаёт личность как во времени (развитие) так и вне его (структура). Символ: мандала. Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Выражения архетипа самости — образ Христа или Будды. Самость вызывает чувство трепета перед великим.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию (осознание себя, специализация). Потерянное от самости (вытесненное) в процессе компромиссов развития обычно можно определить через зависть [внешний конфликт] кому-то или настойчивое отрицание [внутренний конфликт] чего-то в себе. Проекция (бессознательный автоматический процесс) — как в зеркало: прикрепляем вытесненные части себя к чертам других людей и эмоционируем на это.

Маска (persona) – это публичная личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций. Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду. Архетип Тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Пока человек не поймёт, что тень это тоже часть его, то ассоциирует её с врагом или злом. В некоторых аспектах тень напоминает ОНО по Фрейду.
Кроме того, если человек «сросся» со своей маской, то отброшеные им части себя попадают в тень.

Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный архетип в женщине – Анимус. Действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Символ: инь/ян. Объединяясь, мужчины и женщины тем не менее являются непримиримыми противоположностями.
Через проекцию данного архитипа мы влюбляемся (и так больше узнаём о других и о себе) — тщетно ищем партнеров, которые наиболее близко соответствуют внутренней персонификации идеала. Когда видим, как за проекцией проступает реальный человек, нам гораздо легче порвать с ним и подождать «новой влюбленности», чем начать узнавать кто он.

Стадии развития по Юнгу — полное формирования Эго (минимальное использование Маски), потом интеграция Тени, потом интеграция Анимы/Анимуса и в идеале замена Эго Самостью (Бог внутри нас).

3. Практическое применение

Нормы и патология — здоровая личность

Может возникать переходная фигура после Анимы/Анимуса и до Самости — это (архетип) Маг (Мана-персона), фактически низшая «версия» Самости.
Слово «мана» у антропологов обозначает некую безличную сверхъестественную силу, овладевающую людьми или предметами.
Архетипы аккумулируют «ману» в себе и через неё «ловят» себе адептов. Надчеловеческая энергия, ощущаемая нами, не наша — она принадлежит коллективной истории человечества и содержится внутри архетипов. Чем далее углубляемся в коллективное бессознательное, тем сильнее становится «мана».

Попав в «тиски» любого архетипа, человек уже не в состоянии развиваться, не в состоянии изменяться (даже можно поствить вопрос «осталось ли что-то от его личности?»). Такие люди «облачаются в мантию» гуру, наставника, мудреца, гадалки; или проецируют подобный образ на кого-либо другого, а на себя принимают такую же ограниченную роль ученика гуру. Почти все культы полны замечательных «саморазвитых» людей.

Юнг говорит, что плохая адаптация и несчастья в огромной мере возникают из-за «застревания в развити», одностороннего, однобокого развития личности, при котором игнорируются важные грани человеческой натуры. Это отвержение порождает личностные нарушения и иррациональное поведение. Односторонность может возникать при захвате архетипом и через комплекс.

Здоровый человек по Юнгу постоянно следует по пути индивидуации (объединению в себе противоположностей) к своей Самости.

Методы работы

В отличие от Фрейда терапия это не менторство взрослого, а сотрудничество на равных. Цель — разоблачить самообман, который делат личность односторонней. А потом найти новые грани восприятия себя и трансофрмировать пациента из «просящего помощи» в «самостоятельного».

Все архитипы могут проявляется в снвоидениях пациента. Их анализ в поиске значимых образов Тени, Маски, Анимы/Анимуса, Самости.
Индикатор комплекса – это любое нарушение поведения, указывающее на присутствие комплекса. Интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию – показатель силы комплекса. Индикаторы комплекса проявляются и в тесте словесных ассоциаций. Также, чтобы обнаружить комплексы используются любые методики получения образов: арттерапия или песочная терапия.

Юнг ушел от свободных ассоциаций к направляемым. Терапевт иногда в поток сознания клиента «вбрасывает» слова. Человек на каждое из них должен отвечать первым пришедшим на ум словом. Если реакция на какое-то слово потребовала необычно много времени, это указывает на то, что слово каким-то образом связано с комплексом.

Суть теории личности Карла Густава Юнга: структура личности, архетипы

Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

Читайте также:  Что делать при рвоте с желчью

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Из сознательной части личности нежелательные травмирующие ситуации помещаются в личное бессознательное при помощи волевого усилия ЭГО. В личном же бессознательном травмирующие ситуации продолжают существовать. Как только человек попадает в ситуацию, схожую с той, при которой они возникли, травмирующий материал вновь напоминает о себе и «всплывает» на поверхность сознания.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Читайте также:  26 домашних средств для избавления от сухих и потрескавшихся губ

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Хотя люди и склонны к подавлению животной части собственной личности, но Юнг утверждал, что Тень обладает двоякой сущностью. Данный архетип одновременно сочетает в себе два противоположных по своему значению аспекта: явные проблемы для индивида и мощный источник универсальной энергии. Эту универсальную энергию личность может направить в творческое русло или использовать в любых других мирных целях.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Стройная фигура за 30 дней фитнес программа от Джиллиан Майклс
Стройная фигура за 30 дней от Джиллиан Майклс Поставив цель, вооружившись упорством, терпением и тренерской поддержкой, можно обрести подтянутое стройное...
Странный кожный зуд не дает мне спать каждую ночь MEDdaily; новости медицины и медицинских технологи
Чешешься? К врачу! От чего бывает зуд Врачи столь легкомысленного отношения к кожному зуду не разделяют. Этот симптом может быть...
Страховка от онкологии, страхование онкологических, критических, смертельных и иных тяжелых заболева
О чем говорит повышенный уровень нейтрофилов у ребенка в крови и насколько это опасно? Выявление повышенного уровня нейтрофилов в крови...
Структура бактериальной стерол-редуктазы поможет разобраться с нарушениями биосинтеза стеролов у чел
Влияние витамина D на здоровье волос Здоровье и нормальный рост волос зависят от множества факторов. Немаловажным является нормальный уровень витамина...
Adblock detector