Статья Подростки с девиантным поведением

Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Схема 1. Взаимодействие специалистов, занимающихся социальной коррекцией агрессивного поведения подростков.

Таким образом, взаимодействие всех специалистов данной школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения.

Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.

Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением в средней школе №6 обычно определяют следующие факторы:

  • установка подростка и семьи на помощь специалиста;
  • учет характерологических особенностей подростка;
  • возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
  • взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).
  • реализация индивидуального подхода.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Основное содержание социальной коррекции в средней школе можно сформулировать следующим образом:

Таблица 1. Основное содержание социальной коррекции в средней школе.

Таким образом, содержание социально–коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:

  • классным руководителем;
  • социальным работником;
  • социальным педагогом;
  • психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

  • диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
  • проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
  • содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
  • реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
  • информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.

Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.

Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:

  • профилактическую индивидуальную беседу;
  • интервью;
  • психологическое консультирование;
  • индивидуальную психотерапию;
  • групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми является метод психологического консультирования.

Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.

Таблица 2. Особенности психологического консультирования агрессивных подростков в школе.

Виды деятельности. Содержание психологического консультирования. Особенности психологического консультирования в школе.
Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе.
Предмет Внутренний психологический мир подростка: эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. Воспитание новых ценностей, соответствующих

ценностям группы, класса;

идентификация подростка с

взаимодействие с различными

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия — это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Немаловажную роль в коррекции девиантного поведения подростков играет школьный врач.

Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

Особое внимание в социальной коррекции мы уделяем индивидуальному подходу к девиантному подростку в условиях его взаимодействия с медицинскими работниками. Они состоят в том, что лечебное воздействие на подростков с агрессивным поведением возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой – когда поведенческие отклонения устраняются при помощи педагогических методов и приёмов. Успех возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Социально-педагогические задачи решаются большой группой специалистов: учителя-предметники, классные руководители, социальный –педагог, педагоги дополнительного образования.

При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального работника заключаются в следующем:

  • хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;
  • при выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
  • проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.

Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость подростка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе подростковых проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

Индивидуальная помощь девиантному подростку классе – это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
  2. Классификация выявленных проблем по:
  • принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
  • источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
  • степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
  1. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
  2. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
  3. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
  4. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
  5. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
  6. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
  7. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
  8. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

Помощь подросткам с девиантным поведением

Инструментарий

Программы обучения

Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: инновационные терапевтические техники групповой и индивидуальной работы

ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Базовый курс работы песком на световых столах

Авторская модель психологической работы с родителями

Скоро

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

  • #практика
  • #нападение в школе
  • #агрессия

Психотерапия подростков с девиантным поведением

Приводим отрывок Программы декриминализации подростковой среды в Российской Федерации, которая была представлена на конференции «Декриминализация подростковой среды. Перспективы развития судебной психотерапии в РФ». Организаторы конференции: «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», благотворительный фонд ресоциализации детей и подростков с девиантным, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «Шанс», благотворительный фонд помощи лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях «Забота».

Психотерапия при работе с подростками с девиантным и противоправным поведением

1) Психотерапия при работе с девиантным подростком — оказание психологической помощи несовершеннолетнему, которая осуществляется психотерапевтическими методами специально обученным данному методу специалистом-психотерапевтом в рамках профессионально организованного общения подростка и психотерапевта для создания рабочего «терапевтического альянса» в работе с подростком.Главным терапевтическим средством в этом процессе является взаимодействие терапевта с подростком и их взаимоотношения.

2) Психоаналитическая психотерапия из всех видов психотерапии наиболее эффективна при работе с подростками с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией развития, имеющими проблемы с регуляцией аффектов и имеющими низкий порог к переживанию фрустрации.
Психопатология развития — это поведение, которое на каком-то жизненном отрезке считалось, но более не может считаться, соответствующим уровню развития подростка;

3) Использование при необходимости иных видов психотерапии: семейной психотерапии, психодрамы и других направлений психотерапии.

4) Требования к психотерапевту:

  • высшее психологическое или медицинское образование;
  • психотерапевтическая подготовка (теоретическая и практическая);
  • обязательный опыт личной психотерапии не менее 2 (двух) лет;
  • обязательный опыт практической работы под руководством опытного супервизора;
  • знание возрастной психологии и психологии развития;
  • знание судебной детской и подростковой психиатрии и психотерапии;
  • соблюдение конфиденциальности (неразглашение информации, сообщаемой подростком; психотерапевт должен зашифровывать полное имя подростка в своих протоколах; при супервизии с коллегами психотерапевт должен изменить данные подростка, чтобы подростка нельзя было идентифицировать; подросток должен быть информирован о сообщении информации о нем его родителям только с его ведома).

Раскрытие конфиденциальности возможно только в следующих ситуациях:

  • обнаружение насилия над подростком;
  • разоблачение намерения подростка причинить вред себе (в первую очередь имеется в виду угроза суицида) или другим;
  • сообщение информации по постановлению суда;
  • разрешение на раскрытие информации от родителей или опекунов.

Описание и цели психотерапии:
1) Психотерапия включает в себя индивидуальные сессии с подростком в специально оборудованном для сессий помещении с периодичностью 1(один) раз в неделю продолжительностью 50 минут;

2) Психотерапия с подростком должна проводиться не менее 1(одного) года(не менее 40 (сорока) сессий) в зависимости от характера проблем, сложности симптоматики и личностных особенностей подростка;

3) По результатам одной -пяти первоначальных сессий составляется диагностическое заключение о возможности и целесообразности психотерапии для подростка и выносятся необходимые рекомендации для дальнейшей работы с подростком других специалистов, необходимые для составления индивидуального плана сопровождения
подростка;

4) Психотерапевт является ведущим координатором команды специалистов, психологов, психиатров, социальных работников, работающих с подростков;

5) Психотерапевт подписывает досудебный доклад, подготовленный командой специалистов, с заключением о ресурсах подростка при реализации индивидуального плана сопровождения подростка;

6) Каждые полгода психотерапевтом пишется заключение о психодинамических изменениях в результате психотерапии;

7) Цели психотерапии:

  • контейнирование психотерапевтом интенсивных и непереносимых переживаний и чувств подростка в переносимые при помощи вербализации и символизации непереносимых переживаний и чувств вместо отыгрывания их вовне в форме противоправного поведения;
  • развитие мотивации у подростка к изменениям в психотерапии;
  • разрешение внутрипсихической проблемы подростка (хотя бы частичное разрешение проблемы) для облегчения страданий подростка;
  • повышение потенциала подростка — развитие его самонаблюдения,индивидуальности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения, формирование адекватной и устойчивой самооценки, расширение опыта подростка, изменения в межличностном взаимодействии, актуализация личностного роста;
  • оказание помощи подростку к возвращению к нормальной траектории развития, к переходу на более зрелый уровень психического развития и функционирования и предупреждения повторных рецидивов противоправного поведения

Этапы психотерапии:
Общие положения:

  • установление доверительных отношений между психотерапевтом и подростком «терапевтического альянса», включающего в себя: эмпатию, поддержку, аутентичность и искренность психотерапевта.
  • установление рабочего альянса со значимыми близкими подростка, для более полного понимания семейной истории и внутрисемейного взаимодействия, при развитии психопатологии у подростка и привлечения значимых близких на сторону психотерапевта, для помощи в формировании доверительных отношений терапевта с подростком и коррекции межличностного внутрисемейного взаимодействия с составлением рекомендаций для близких подростка (направление на семейную или индивидуальную психотерапию, разъяснительная работа по взаимодействию с подростком и иные направления работы);
  • коррекция межличностного взаимодействия подростка со сверстниками;
  • акцент при психотерапевтической работе с подростком на здоровые и позитивные аспекты его личности;
  • акцент на изменения в ходе психотерапии, включая при необходимости коррекционный и воспитательный аспекты при работе с подростком для направления аффектов подростка в символическое русло и повышения уровня переносимости фрустрации интенсивных и непереносимых переживаний и чувств вместо их отыгрывания вовне в форме противоправного поведения при полном принятии и поддержке подростка.

Включают в себя:
I. Начальный этап психотерапии (этап формулирования, диагностирования проблемы):

  • проведение диагностических встреч с подросткам, членами его семьи для установления контакта с подростком и его семьей; сбор необходимой информации от подростка и членов его семьи о подростке, с целью получения сведений о подростке, об особенностях его развития, истории его жизни; получение информации о детско-родительских отношениях (типе семейного воспитания, дисциплинарных воздействиях, применяемых к подростку, согласованности родительских позиций); получение информации о характере функционирования семьи и семейных отношениях; выявления проблемы, разработка плана терапевтической работы, разработка рекомендаций для семьи;
  • установление рабочих отношений с подростком — «терапевтического альянса»;
  • установление рабочих отношений с членами семьи подростка для объединения усилий психотерапевта и членов семьи в терапевтической работе с подростком;
  • преодоление сопротивления и тревоги подростка и членов его семьи, связанных с психотерапией;
  • создание мотивации подростка и членов его семьи к психотерапии;
  • интегрирование и концептуализация представления о проблемах семьи и их динамике, предоставление семье рекомендаций;
  • обсуждение вопросов конфиденциальности и этики при проведении психотерапии, включая обсуждение права подростка не сообщать членам семьи о том, что происходит на сессиях

II. Средний этап:

  • создание терапевтической среды, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность подростка, в которой созданы условия для его личностного самовыражения, в том числе, за счет установления четких пространственно — временных границ терапевтических сессий и за счет введения определенных правил и ограничений, которые накладываются на подростка во время сессий;
  • создание терапевтических отношений, включающее в себя безоценочное эмпатийное принятие, понимание и поддержку подростка; аутентичность и конгруэнтность психотерапевта; сосредоточенность на подростке; уважение к подростку;
  • использование переноса на терапевта чувств подростка и работа с контрпереносом (реакцией психотерапевта на перенос подростка);
  • использование метафор и символов, способность психотерапевта давать ответную реакцию в рамках метафорического содержания;
  • работа с сопротивлением подростка, использование сопротивления в терапевтических целях.

III. Завершение психотерапии:

Естественное завершение процесса психотерапии, когда уменьшились агрессия, снизилось количество и интенсивность страхов, симптоматика и т. д., цели психотерапии достигнуты и подросток готов самостоятельно решать свои проблемы, необходимое, в том числе, для того, чтобы у подростка не наступила зависимость от психотерапии и сохранились
достижения от психотерапии.

1) Решение о завершении психотерапии принимается при следующих условиях:

  • достижение подростком соответствующего уровня развития в разных областях (когнитивной, эмоциональной, межличностных отношениях), усвоение амбивалентности- принятие одновременно в окружающих и хорошего, и плохого;
  • обретение подростком способности самостоятельно решать проблемы, используя адекватные психологические защиты вместо прежнего отыгрывания вовне в виде противоправного поведения;
  • обретение способности вербального и символического выражения своих эмоций и потребностей;
  • повышение уверенности в себе, повышение самооценки, самопринятия, формирование определенной автономии;
  • улучшение отношений со значимыми близкими и сверстниками;
  • уменьшение зависимости от психотерапевта и выдерживание различных ограничений;

2) Психотерапевт должен сам сообщить подростку об окончании психотерапии и вместе с подростком определить количество оставшихся встреч, необходимых для завершения психотерапии;

3) Продолжительность процесса завершения психотерапии должна быть пропорциональна ее длительности (не менее 5 встреч).

Причины и профилактика девиантного поведения подростков

Раздобарова О.А.
педагог-психолог МОУ СОШ №4 ст. Кущевская, Россия

Подростковый возраст — время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем.

«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания.

Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива.

Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.

Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению Кутецовой И.В., Сергеева Г.К. продуктивной является модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений. (Федосеенко, 2006.)

Например, в диагностической работе с подростками и юношами психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко, проективного теста М Люшера, универсальной методики выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования).

В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально- положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное печение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительнымрезультатам – таких подростков почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально-одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается це­лесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие:

В качестве профилактики девиантного поведения у подростков следует отметить важность лечения проявлений минимальной мозговой дисфункции в раннем возрасте, наряду с психотерапевтической работой с семьями детей. В этом плане неоценимое значение имеет развитие системы дневных стационаров и правильный выбор учебного заведения.

Читайте также:  Как быстро вернуть голос при ларингите
Ссылка на основную публикацию
Статины и алкоголь совместимость, отзывы
Можно ли употреблять алкоголь при приеме статинов Совместимость статинов и алкоголя допускать нежелательно. Это может стать причиной опасных осложнений, ведь...
Средний мозг — Строение и основные функции развития, отдел головного мозга
Средний мозг: строение, функции, развитие Для каждого человека важно знать, как он устроен. И одним из самых интересных органов для...
Средства для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы
Празозин Аналоги (дженерики, синонимы) Действующее вещество Фармакологическая группа Рецепт Международный: Rp: Prazosini 0,001 D. t. d. N 50 in tab....
Статины при лечении стеноза аортального клапана Cochrane
Стеноз аортального клапана у пациентов пожилого и старческого возраста *Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ Журнал входит в...
Adblock detector