Этапы адаптации ребенка из детского дома

Первый месяц дома: адаптация приемного ребенка

Адаптация приемного ребенка дома: что происходит в душе у малыша и его приемной мамы. Вопросы воспитания. Первые признаки успешной адаптации.

Анна Никитина педагог, психолог, специалист по работе с приемными детьми

Решение суда вступило в законную силу, и вот пришло время забрать малыша домой. Каким будет ваш первый день дома? Первые недели, месяцы? Наверняка сказать сложно — ведь все детки, которые потеряли семью, разные. Однако есть некоторые типы поведения детей, обретающих вторую семью. Поговорим о малышах до четырех лет, поскольку именно их чаще всего усыновляют и берут под опеку.

Новорожденный дома

Наша система устроена так, что до двух-трехмесячного возраста деток в семью устроить редко удается.

Таким образом, у вас на руках оказывается кроха, который не может рассказать о том, что его беспокоит. Скорее всего, он не познал тепла материнских рук, поскольку его оставили одного сразу же после рождения. Биологическая мать покинула его в родильном доме, дав согласие на усыновление. Что происходит в душе у этого малыша и его приемной мамы?

Если вы читали литературу о родах или же у вас уже есть дети, вы наверняка знаете, как много значат первые часы, дни, недели жизни для человечка. В норме долгожданного малыша прикладывают к груди через несколько часов после рождения, его обнимают, ему рады. Именно к этому малыш «подсознательно» готов, ведь в процессе родов у мамы и у крохи вырабатываются гормоны, которые помогают им испытать взаимную любовь и привязанность. Первый контакт глазами после родов, первое кормление — все это создает ту самую базу, на которой строится материнский инстинкт.

Разумеется, человек — не животное. Да и далеко не все животные отвергают малыша из чужого потомства, далеко не все детеныши отвергают самку, которая не является их биологической матерью. А человеку и вовсе свойственна удивительная способность — любить. Любить вовсе не за то, что ребенок «своерожденный», а любить — чтобы отдать свое тепло маленькому беззащитному существу. И тем не менее, без своеобразной «гормональной поддержки» и маме, и малышу первое время может быть непросто.

Малыш уже успел усвоить, что в этом мире его никто не ждет. Представьте себе, через что ему пришлось пройти: равнодушие взрослых, отсутствие кого-то, для кого он единственный и неповторимый, постоянные перемещения, возможно, физические страдания из-за неправильного ухода. Все, что чувствует малыш в такой ситуации, — это боль и страх. Это может проявлять по-разному: одни малыши слишком много плачут, другие проявляют нездоровую апатию, то есть не плачут тогда, когда «семейный» ребенок стал бы привлекать к себе внимание плачем, зная, что на этот сигнал откликается заботливый взрослый.

Общее для всех малышей — неадекватная реакция на обычное общение: детки редко успокаиваются на руках, могут пугаться объятий, не выносить поглаживаний. Они не смотрят в глаза, у них очень бедная мимика без попытки улыбнуться. Нет привычки к так называемой «обращенной речи»: когда малышу что-то говорят, он смотрит в лицо говорящего, понимает, что к нему обращаются, и улыбается. Малыши просто не привыкли к тому, что это бывает в их жизни. У них заторможено сенсорное развитие, поскольку их практически не брали на ручки, не целовали — в результате на любой физический контакт они реагируют либо раздражением, либо равнодушием.

В принципе, большая часть этих вещей начинает исчезать уже в то время, пока вы общаетесь с малышом в Доме ребенка. Однако части этих симптомов предстоит остаться с ним еще на какое-то время.

Чувства мамы

По сути дела, нет большой разницы между тем, кричит малыш или он подавлен. Ведь причина одна и та же — депривация, то есть разлука с матерью. В этой ситуации от вас требуется терпение.

Не рассуждайте на тему «ребенок меня не принимает». Помните, что ответственность за то, что ребенок станет членом именно вашей семьи, всецело лежит на вас — ведь именно вы решили, что это будет так. Малыш просто страдает, не умеет быть чьим-то, ему нужно время.

Не ждите от себя слишком многого. Даже те, кто родил собственного ребенка, несмотря на всю гормональную поддержку и прочее, испытывает раздражение и отчаяние, когда ребенок плачет. Биологическая мать также переживает, чувствует усталость, болезненно относится к тому, что появление малыша сильно изменило образ жизни, наложило значительные ограничения на возможности проводить время так, как заблагорассудится, и т.п. Не стоит переживать, что вы плохая мать, не готовы, не дадите ребенку того, что ему нужно. Дайте себе время и не судите себя слишком строго.

Не ждите слишком много от ребенка. Ребенок не может понять, что с ним произошло. Какое-то время вы для него ничем не будете отличаться от многочисленных нянечек и врачей, через руки которых ему довелось пройти. Он просто не понимает, что такое «мама», потому что ее у него никогда не было, со своими бедами он был один на один, его никто не любил и не жалел. Со временем, когда у него накопится опыт, он многое поймет и почувствует. Кому-то для этого бывает достаточно недели, кому-то — нескольких месяцев.

Отдельная тема — агрессия приемных родителей по отношению к малышу. Об этом не любят говорить те, кто прошел через приемное родительство, однако факт остается фактом: практически все испытывали сильную агрессию по отношению к ребенку. Иногда могли не сдержаться и шлепнуть малыша, когда он плачет. Да, это совсем не вяжется с тем благостным образом усыновителя, который витает в наших мечтах: благородный, сильный, спасающий ребенка от сиротства, дающий ему любовь. Однако пугаясь, ненавидя себя в таких ситуациях, вы не разрешите проблему. Помните: по всей видимости, ваши чувства совершенно нормальны, а действия — не хороши, но вполне объяснимы. Ребенок усыновлен, у вас нет помощи «гормональной любви», которая защищает такое воистину невыносимое существо, как маленький кричащий комок, от вполне естественного раздражения. Своерожденный ребенок и то может доводить родителей до белого каления, а тут такая ситуация. Да, вам приходится нелегко, однако со временем это пройдет. Если есть возможность, обратитесь к тематическому психологу, чтобы поговорить об этой проблеме — осуждать вас никто не будет, ваша ситуация типична. Если такой возможности нет, просто помните: через это прошли многие усыновители. Не обвиняйте себя во всех смертных грехах — просто постарайтесь давать себе как можно больше отдыха, максимально устраните причины, которые приводят к стрессу, позвольте окружающим помочь вам, посидеть с ребенком и т.п.

Около трех лет

Детишки более сознательного возраста, если они были оставлены в родительном доме, уже ощутимо отстают от сверстников в плане сенсорного и интеллектуального развития. Нельзя говорить о том, что они неадаптированы к жизни, они просто адаптированы к той среде, в которой жили, а эта среда не требовала от них ни активности, ни способности общаться, ни пытливого ума. Вот наиболее распространенные черты «домребенковских» деток, которые отличают их от семейных.

Отсутствие инициативности. Детки не хватают все подряд, не пытаются исследовать мир. Большинство из них выглядят заторможенными и пассивными: куда посадят, там и будет сидеть и т.п. Целенаправленно бороться с этим не надо: когда кроха почувствует себя в безопасности, он станет интересоваться окружающим миром.

Неумение смотреть в лицо. Мы инстинктивно раздражаемся, когда люди не смотрят нам в глаза, однако для сироты такое поведение — норма. Дело в том, что глаза — это портал искренности, через взгляд мы обмениваемся чувствами. Ребенок не привык к открытому общению, ему нужно время. Не проявляйте недовольства, не настаивайте, просто чаще обращайтесь к ребенку, глядя ему в лицо. Сначала на расстоянии, потом сокращайте дистанцию.

Дети не понимают, что им нравится или не нравится. Они по лицу взрослых уже научились считывать, чем взрослый доволен, и боятся его прогневать. Поэтому первое время вам будет казаться, что ребенку все равно, что вы делаете, чем пытаетесь его заинтересовать, он будет вам одинаково улыбаться. Часто это будет натужная улыбка через страх. Со временем ребенок научится проявлять и свою волю, когда поймет, что вы готовы ее принять.

Самонаказание. Вы можете быть шокированы, если после вашего замечания ребенок сам себя отшлепает, ударит по лицу и т.п. К сожалению, такое бывает, если ребенка наказывали. Не пугайтесь и не возмущайтесь — игнорируйте. Если вы не будете наказывать ребенка физически, со временем у него это пройдет.

Неумение отказать. Ребенок будет патологически послушен — он вас боится, не знает, чего ожидать. Он будет есть неприятную ему или лишнюю пищу — у него рефлекс открывать рот, когда к нему подносят ложку, и т.п.

Прожорливость. Вам будет казаться, что ребенок недоедал, поскольку он будет кушать все в огромных количествах. На самом деле дети в домах ребенка питаются достаточно неплохо. Дело в том, что ребенок слушается вас: вы предлагаете, он боится отказаться. Или же он просто привык есть, пока есть еда, — ведь в доме ребенка он видел еду только во время приема пищи, никаких вазочек с фруктами, хлеба на столе в остальное время там не бывает. Может быть, у него так проявляется инициативность: когда взрослый человек попадает в отель «все включено», ему тоже хочется всего напробоваться, а некоторым и наесться про запас. Следите за тем, чтобы ребенок не переедал, иначе он может плохо себя почувствовать, особенно с учетом того, что еда непривычная.

Читайте также:  Рак поджелудочной железы - Заболевания поджелудочной железы - Заболевания - Внутренняя Mедицина

Отказ от пищи. Некоторые дети ведут себя противоположным образом — отказываются кушать. Не переживайте, у малыша стресс. В новой обстановке да еще и незнакомая еда. Подсовывайте небольшие кусочки, чтобы он мог утолить голод, если он категорически отказывается кушать как следует. Это пройдет.

Выпадение из контакта. Многие дети, которым пришлось перенести длительную госпитализацию, или же если они содержались в неблагополучном доме ребенка, приобретают так называемый «госпитализм». Симптомы этого явления несколько напоминают детский аутизм: ребенок выпадает из общения, не смотрит в лицо, при стрессе погружается в себя и совершает монотонные движения, может бормотать. Это свойственно деткам, которые от природы впечатлительны, обладают возбудимой нервной системой. В нормальных условиях они были бы открытыми и активными. Со временем так и будет. Если вы заметили явный прогресс за время встреч с ребенком, значит, вы на правильном пути, и симптомы со временем пройдут.

Ваша задача понять: у ребенка стресс в новой обстановке. Мало того, что он попал в незнакомую среду, так еще у него очень мало опыта перемены мест, он привык к жесткому режиму, фактически вся его жизнь протекала в рамках нескольких помещений в доме ребенка и площадки, на которую выходила погулять его группа. Представьте, что вас поместили в страну с совершенно другой культурой и малопонятным языком. В среднем приемному малышу требуется от двух недель до месяца для того, чтобы освоиться.

Вопросы воспитания

Довольно часто приемным родителям хочется отдать малышу всю ту любовь, которой он был лишен все эти месяцы или годы. Однако не стоит путать любовь и вседозволенность, разрешая ребенку стоять на голове и вести себя так, как ему заблагорассудится. Попав в новую обстановку, ребенок будет следить за вашей реакцией на каждое его действие и таким образом выяснит, правильно ли он себя ведет.

Большинство деток будут подобны маятнику: то послушные-послушные, то самовольные и даже несколько агрессивные. Все это — проявление адаптации к новым условиям жизни. Одни детки становятся невыносимыми уже через неделю, у многих первый месяц протекает гладко, а потом начинается бунт, некоторые малыши страдают сразу по прибытии домой, а потом успокаиваются. В любом случае, стоит изначально задать правильный тон вашим отношениям: если вам не нравится, когда дети бегают и кричат, делайте ребенку замечание сразу же, без скидки на то, что он вынес немало страданий.

Многие приемные родители отмечают, что дети не реагируют на запреты, которые высказаны спокойным тоном. Да, большинство малышей привыкли к тому, что их одергивают резким, громким окриком. Постепенно приучайте ребенка к спокойному общению: говорите «нет» спокойно глядя в лицо, прежде чем резко одернуть, несколько раз повторите «нельзя» ровным голосом.

Помните, что ребенок не привык к «эксклюзивному» общению, но привык делать, как все. Побольше показывайте ему на личном примере, чего вы бы хотели добиться.

Отдельная проблема — «свое-чужое». В условиях Дома ребенка у малыша не было никакой собственности, даже одежку на него надевали ту, которая под руку попадется: сегодня шапочка на нем, завтра она же на его соседе по группе. Поэтому малыш не будет еще долгое время понимать, почему нельзя брать какие-то вещи. Просто терпеливо и неоднократно повторяйте «нельзя», мягко отстраняйте кроху.

Эти малыши могут казаться бесстрашными, поскольку они, как только пройдет первый стресс, начнут везде лезть и все хватать. Все дело в том, что у них нет опыта обращения с опасными предметами и ситуациями. В Доме ребенка их ограждали от всего, что может быть так или иначе связано с травмами. Придется проявлять особую бдительность и быть готовой к тому, что первое время малыш будет набивать шишки то здесь, то там.

Через какое-то время малыш начнет требовать внимания не только от вас, но и от всех встречных поперечных. Когда он поймет, что миру до него есть дело, он может начать хватать всех окружающих, ко всем идти на ручки. Это не значит, что ему наплевать на вас или что он всех любит. Просто он как голодный человек, который дорвался до еды: пытается наесться впрок. Это тоже надо пережить.

Возможно, какое-то время он будет предпочитать любого улыбнувшегося ему постороннего человека и будет готов уйти от вас с чужим дядей. Так проявляется, с одной стороны, его привычка слушаться всех взрослых, с другой — радость, что на него обращают внимание. Будьте бдительны в общественных местах — эти дети легко могут потеряться, их легко может увлечь любой взрослый.

Отдельная проблема: вопрос сна. Какое-то время вас могут шокировать привычки малыша раскачиваться перед сном, дергать себя за волосы, странным образом сосать руку. Не вмешивайтесь в процесс — пусть засыпает так, как привык. Первое время большинству детей плохо, если вы пытаетесь их укачивать или даже просто сидеть рядом — они не могут расслабиться в вашем присутствии. В идеале малышу нужно засыпать в детской, ложась одновременно с вашим ребенком, если он есть. Если нет — пусть засыпает один при свете ночника. Понаблюдайте, как ему спокойней: если вы останетесь в комнате и будете, скажем, вязать, или если выйдете и оставите его одного — это индивидуально.

Многих родителей, которые не имеют возможности постоянно консультироваться с психологом, волнует вопрос: правильно ли идет адаптация, не совершают ли они каких-либо фатальных ошибок. Помните, что самое страшное уже позади. Вашему малышу и вам предстоит научиться жить в одном доме, быть семьей. Первые месяцы будут трудными для всей семьи, но потом все наладится.

Самые явные признаки успешной адаптации таковы:

  • у ребенка стала более живая мимика;
  • малыш проявляет интерес к окружающему миру, он активно хватает предметы, изучает их сенсорно;
  • ребенок в стрессовой ситуации льнет к вам, прячется за вас;
  • ребенок проявляет свою волю, отказывается от чего-то;
  • у ребенка появляется любимая и нелюбимая еда, игрушки, занятия;
  • ребенок начинает смотреть вам в глаза, первый обнимает вас, смотрит или указывает на вас, если его спрашивают «где мама?»;
  • ребенок оглядывается на вас, ищет вас глазами, если уходит от вас на площадке и т.п.;
  • ребенок отвергает неприятные ему действия взрослых: отталкивает врача, не идет к посторонним на улице и т.п.;
  • ребенок реагирует на ваши слова, запреты, сказанные спокойным голосом.

Все эти изменения происходят довольно быстро, однако далеко не всегда они очевидны для мамы — ведь малыш весь день на глазах, да и всегда невольно сравниваешь его с ровесниками — домашними детьми. И всегда понимаешь: нам еще работать и работать. Не стесняйтесь принимать комплименты друзей, которые видят малыша не часто — они заметят, как раскрывается, крепнет, растет ваш ребенок, как на смену адаптации придет период «наверстывания упущенного» — тоже тяжелый, но очень радостный.

Чего ждать от ребенка из детского дома

Они не доверяют взрослым

Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.

Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.

У них могут быть проблемы с границами

Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.

В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.

Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7–8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.

Читайте также:  Антигриппин-АНВИ® (Antigrippin-ANVI) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировк

Иллюстрация: Рита Морозова

У него есть биологические корни, их нужно принять

Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.

Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.

Им труднее сформировать привязанность

Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.

Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они привыкли к подаркам

Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.

Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.

Им нужны понятные правила и рутина

Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они будут проверять вас на прочность

После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».

Они будут бороться за ваше внимание

В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.

Детские дома Приморского края

  • Отделы опеки и попечительства
  • Отправить сообщение
  • Рекомендации специалистов
  • Замещающим родителям
  • «Горячая линия»
  • Полезные ссылки
  • Задайте вопрос
  • Органы опеки
  • Хочу помочь
  • Конкурсы
  • Поиск
  • Карта сайта
  • Службы сопровождения
  • Вакансии
  • Телефонный справочник
  • Противодействие коррупции
  • Полезные документы
    • Антитеррор
    • Конкурсы
    • Нормативные акты по правам ребенка
    • Презентации
    • Противодействие коррупции
    • Советы специалистов
    • ФГОС
  • Полезная информация

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье.

В настоящее время, когда семейное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, признано на всех уровнях приоритетным, число замещающих семей растет, стоит задача обеспечить каждому принятому на воспитание ребенку возможность для благополучного развития.

Вхождение ребенка в замещающую семью можно охарактеризовать как процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы.

Ребенок-сирота попадает в новые условия с багажом негативных воспоминаний и опыта. Его предыдущий негативный опыт в общении со значимыми взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно освоиться в новой среде.

Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в замещающей семье. Возраст, в котором ребенок попадает в замещающую семью, играет немалую роль – он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона.

Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 – на соседей и школьных товарищей, и далее – на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в замещающую семью до 11 лет, в течении долгого времени (порой до 3 лет) заняты взаимодействием внутри семьи. Дети более старшего возраста, и особенно подросткового, возраста нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно – они вынуждены «работать» одновременно на нескольких «психологических фронтах».

Проанализировав основные процессы социализации ребенка в новых условиях. Результаты данных процессов являются интегральными критериями, определяющими благополучие ребенка.

Первый критерий – адаптация ребенка к новым условиям и его интеграция в новую семью. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны.

Второй – положительная динамика развития ребенка. Наличие такой динамики свидетельствует, что ребенок принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений.

Читайте также:  Микрокальцинаты в молочной железе виды, признаки и лечение

Третий – успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.

Адаптация ребенка в замещающей се6мье – это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Она предполагает поиск путей и форм взаимодействия в семье и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия как для реализации возможностей и жизненных планов приемного ребенка, так и для прогрессивного изменения самой семьи.

Итак, процесс адаптации – процесс двухсторонний. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее, но именно такой двухсторонний процесс изменения приемного ребенка и семьи как системы можно считать полноценной адаптацией.

В процессе взаимной адаптации семьи и ребенка исследователи выделяют несколько этапов. Первый – «Идеализированные ожидания», или «Вхождение в семью» — как у ребенка, так и у родителей – воспитателей. Примерно через месяц наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий. В результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.

Первоначально в ходе адаптации и ребенок, и родители-воспитатели переживают кризис, который связан с нестабильностью их положения, необходимостью решения адаптационных задач. Приемные дети переживают собственную «невключенность» в замещающую семью и свою «безвластность».

Затем наступает стадия вживания, адаптации. И для ребенка, и для семьи идет установка внешних и внутренних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным способностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, — взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Третий этап адаптации ребенка в замещающей семье – стабилизация отношений. Семейная система входит в стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны.

Таким образом, одним из показателей адаптации ребенка в семье следует считать включение (интеграцию) приемных детей в семейную систему. В процессе интеграции приемный ребенок становиться частью семейной системы, и тогда можно говорить о его адаптации. Если интеграции не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется. Замещающая семья может существовать и при нерешении проблемы интеграции приемного ребенка, но эта ситуация опасна для его благополучия.

Эмоциональная идентификация с семьей означает, что ребенок чувствует себя здесь нужным, членом данной семьи. Главное изменение, которое происходит с ребенком, — это переход от осознания себя «ничейным, детдомовским, сиротой» к ощущению себя членом семьи («семейным»). Ребенок психологически отождествляет себя с новой семьей. Дети часто представляются незнакомым людям под новой фамилией. Внутренняя позиция приемного ребенка в замещающей семье, свидетельствующая о его адаптации: «вместе со всеми».

Идентификация ребенка с семьей выражается в поведении, которое свидетельствует о разделении мира на «мы» и «они». В кровной семье она начинается с внешнего сходства ребенка и родителей. Несмотря на то, что приемные дети не имеют внешнего сходства с воспитателями, отношение к ребенку как к индивидууму, который представляет собой ценность для семьи, усиливает процесс его признания.

Включение приемного ребенка в семейную систему предполагает, что он чувствует себя включенным в семейную историю. Обычно именно осведомленность о подробностях, касающихся личности и внутренней жизни семьи, помогает тому, кто становиться ее членом, чувствовать себя «своим», а не постороннем в ней. Приемный ребенок знает историю семьи: что было до него и что произошло с его постановлением, воспитатели решились на этот шаг и как они выбрали именно его.

Если приемный ребенок включается в семейную систему, то о его адаптации будет свидетельствовать позитивный характер его семейной роли.

Неадекватные ожидания членов замещающей семьи и приемного ребенка по отношению друг к другу становятся причиной неуспешной адаптации и отвержения ребенка семьей. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в замещающей семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий приемного ребенка и воспитателей, а также всех членов приемной семьи между собой. Взаимная адаптация членов новой семьи протекает успешно, если поведение каждого из них в его семейной роли не противоречит представлениям других о том, как эту роль надо исполнять, т.е. приобретают форму ожидания определенного поведения. Если поведение ребенка не совпадает с ожиданиями воспитателей, членов семьи, он вступает в определенный конфликт с ними.

Одной из главных проблем при создании замещающей семьи является формирование привязанности, позитивного отношения к родителям-воспитателям.

Существуют специфические показатели в характеристике детей с проблемно сформировавшейся привязанностью: им трудно создавать и поддерживать любые отношения, они не способны сопереживать, трудно проявляют любовь к другим людям, инфантильны, импульсивны, испытывают трудности в усвоении норм и правил поведения. Они не доверяют другим людям, стараются сохранить эмоциональную близость, которая была в детстве. Поведение взрослых стало причиной психологической травмы, поэтому они стараются сохранить дистанцию при взаимодействии уже с любыми другими взрослыми. Таким образом, этот психотравматический опыт ребенка оказывает влияние на формирование привязанностей.

Отношения привязанности предполагает установление между приемным ребенком и родителями — воспитателями эмоциональной близости.

Если приемный ребенок ощущает удовлетворенность сложившимися отношениями, не хочет их прервать – это также свидетельствует о наличии привязанности.

О позитивном отношении приемного ребенка к родителям – воспитателям можно судить по отсутствию отчужденности и проявлений враждебности со стороны ребенка.

Об адаптированности приемного ребенка к условиям замещающей семьи можно судить по доминирующему эмоциональному состоянию, преобладающему настроению. Адаптированный ребенок будет демонстрировать положительные эмоции, оптимистичное настроение, дезадаптированный — отрицательные эмоции, депрессивное настроение.

Критерием оценки адаптации приемного ребенка будет повышение уровня самооценки его эмоционального благополучия

Активизирует функцию приспособления к особенностям условий жизни и деятельности состояние тревоги. Тревога означает чувство напряженности и беспокойства, связанное с ожиданием чего-то неприятного. Поэтому по уровню тревожности ребенка можно судить о характере его адаптации. Адаптированный ребенок не ощущает угрозы, имеет нормальный уровень тревожности, неадаптированнй – считает окружение опасным и окружающим, имеет высокую тревожность.

По отсутствию поведенческих проблем можно судить о характере адаптации приемного ребенка. Важнейшим условием адаптации приемного ребенка является принятие им своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье.

Отсутствие постоянного общения с одними и теми же людьми лишает детей прошлого (так как только от близких он может узнать, каким он был в детстве, что пережил), препятствует формированию представлений о будущем, приводит к тому, что дети живут лишь сегодняшним днем, не накапливают личного опыта. Более того, отмечается особый феномен осознания себя – «отвержение своего опыта», когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в психологический опыт. Это препятствует развитию адекватного самосознания, у детей не складываются переживание себя в связи со своими достижениями, формируется заниженная самооценка.

На вопросы семьи, ребенок может реагировать очень остро, все, что связано с его собственными родителями, воспринимается им болезненно и не адекватно. Воспоминания о семье связаны с негативными эмоциональными переживаниями – покинутости, ненужности, нелюбимости, поэтому ребенок старается избегать этой темы. Однако ему необходимо определить свою позицию по отношению к кровным родителям. Чаще всего эта позиция сводиться к глубокому чувству вины или обиды на родителей. Если считает, он плохой, он испытывает чувство вины. Если считает, что во всем виноваты родители, — переживает злость и обиду на них (но даже в этом случае не перестает любить их). Эти эмоции влияют на процесс его адаптации в замещающей семье.

В целом воспоминания о прошлом у приемного ребенка, как правило, отрывочны, эпизодичны. Поэтому ему необходимо помочь вспомнить и объяснить прошлые события. Замещающая семья должна считаться с прошлым ребенком, уважать его родственные связи как источник его человеческого достоинства и осознание себя как личности. Условие успешной адаптации — поддержание отношений приемного ребенка с его кровной семьей, даже если он ее плохо помнит.

Воспоминания о кровной семье в течении первого полугода жизни в замещающей семье могут как бы «захлестывать» ребенка. Они многочисленны, ребенок навязчиво рассказывает о том, что было с ним в кровной семье. Постепенно по мере адаптации ребенок как бы успокаивается, он реже вспоминает о прежней жизни в детском доме или родной семье, более спокойно относиться к прошлому.

Осознание своего прошлого позволит ребенку разобраться в происходящем в настоящее время, выстроить логику событий и понять причины происходящего с ним сейчас, свой статус в замещающей семье. Для адаптации ребенка ему важно знать, что он делает в замещающей семье, зачем он здесь, каково его место, как долго он будет здесь. И все, что он выяснит о своем настоящем, его должно удовлетворять.

Отношение к настоящему также меняется, происходит переход от потребности в восстановлении сил к потребности в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах и общении. Приемный ребенок становиться более активным, в большей степени начинает осознавать свои потребности.

Кроме вопросов прошлого и настоящего не менее важно создание у ребенка позитивной и стабильной картины будущего, основанной на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. В процессе адаптации меняется отношение к будущему, ведущими становятся потребности в общении, эмоциональной вовлеченности, переменах и признании. Адаптивные модели будущего приемных детей связаны с мотивацией развития, ориентацией на самореализацию, поисковой активностью, самостоятельностью в принятии решений.

Таким образом, отношение приемного ребенка к своему прошлому, настоящему и будущему определяет оценку степени принятия ребенком помещения его в замещающую семью, что является одним из показателей его адаптации.

Ссылка на основную публикацию
Эритроциты в крови человека строение, функции, количество
Эритроциты - строение, функции, возрастные особенности. Кровь - важнейшая часть внутренней среды организма, выполняющая многообразные физиологические функции. Она состоит из...
Энурез неврозоподобный у детей и взрослых причины, диагностика, методы лечения
Энурез неорганической природы (F98.0) Давайте разберемся: "Какой код по МКБ 10 имеет ночной энурез?" Международная классификация болезней 10 пересмотра (X...
Энурез, лечение недержание мочи в домашних условиях — аппараты ОРИОН
Лечим недержание мочи у женщин в домашних условиях Среди женщин разного возраста распространено урогинекологическое заболевание – недержание мочи. Особенно часто...
Эриус — описание препарата, состав, показания к применению Еженедельник АПТЕКА
В борьбе с аллергией: препарат Эриус и его дешёвые аналоги Существует множество заболеваний аллергической природы: экзема, отеки, сильный зуд, крапивница,...
Adblock detector