Функциональные и эстетические реставрации молочных и постоянных зубов Частная клиника Медик Чебокса

Одонтометрия зуба что это

Поиск и подбор лечения в России и за рубежом

  • Новости стоматологии
  • Найти врача
  • Справочник терминов
  • О проекте
  • Карта сайта

СПИСОК ПОДРАЗДЕЛОВ

  • Анатомия челюстно-лицевой области
  • Анатомия полости рта
  • Анатомия верхней челюсти
  • Анатомия нижней челюсти
  • Строение зуба
  • Типы зубов
  • Молочные зубы
  • Эмаль зуба
  • Химический состав зуба
  • Дентин зуба
  • Цемент зуба
  • Пульпа зуба
  • Зубы мудрости
  • Клыки и моляры
  • Зубные ряды
  • Десна
  • Строение десны
  • Функции периодонта
  • Функции зубов
  • Слизистая полости рта
  • Особенности слизистой
  • Слюнные железы
  • Аномалии зубочелюстной системы
  • Аномалии прикуса
  • Анатомия периодонта
  • Анатомия языка
  • Аномалии зубных рядов
  • Диастема
  • Аномалии отдельных зубов
  • Аппарат прикрепления зуба
  • Короткая уздечка языка
  • Бруксизм
  • Стертость зубов
  • Клиновидный дефект зуба
  • Порядок прорезывания зубов
  • Эрозии полости рта
  • Регенерация слизистой рта
  • Рентгеноанатомия челюсти
  • Стоматология как наука
  • История стоматологии
  • Зубные суеверия
  • Методы исследования зубов
  • Зубная формула
  • СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Анатомия зубов
  • Методы исследования зубов

Современные методы исследования зубов человека

Современные методы исследования зубов человека.

Современный уровень развития науки и техники позволяет стоматологам использовать преимущества современных методов для быстроты и точности исследований, постановке правильного диагноза, предотвращение болезней на клеточном уровне.

К таким методам относятся:
1) Одонтоскопия.
Одонтоскопия — это визуальное изучение и описание особенностей строения зуба, который рассматривается в различных позициях. Описание зуба начинают с вестибулярной нормы, затем дают характеристику зуба в лингвальной, окклюзионной, аппроксимальной нормах. Завершают одонтоскопию рассмотрением полости зуба.

В каждой из норм включаются следующие характеристики:

  • формы структур (форма поверхностей коронки, форма бугорков окклюзионной поверхности, искривление корней);
  • количество морфологических образований (эмалевых валиков вестибулярной поверхности, бугорков жевательной поверхности);
  • качественные особенности структур (расщепление бугорка, наличие или отсутствие затеков эмали);
  • пространственное расположение образований (локализация бугорков окклюзионной поверхности, направление борозд жевательной поверхности, положение гребешков, направление выпуклости эмалево-цементной границы);
  • взаимное расположение структур (отношение друг к другу краевых гребешков, бугорков окклюзионной поверхности, корней в многокорневых зубах);
  • величина или степень выраженности морфологических структур (затеки эмали).
  • рельеф поверхности: наличие выступающих участков на коронке (эмалевые валики, гребешки, бугорки), углубления (борозды, ямки) на коронке и корне.

2) Одонтометрия.
Одонтометрия — совокупность методов измерения зуба. Для проведения одонтометрии используют штангенциркуль с заостренными ножками. Наиболее важными одонтометрическими параметрами являются: высота зуба, длина корней, высота коронки, диаметр коронки, диаметр шейки, диаметр коронки, диаметр шейки, выраженность кривизны эмалево-цементной границы.

3) Рентгенологические методы исследования
Включают внутри — и внеротовую рентгенографию, томографию, панорамную рентгенографию и ортопантомографию. Получение изображения при рентгенодиагностике основано на том, что разные ткани и органы человека поглощают рентгеновское излучение с разной интенсивностью. Изображение формируется либо на специально подготовленной пленке аналогичной применяемой в фотографии, либо на датчике, соединенном с компьютером.

  • Томография. Трехмерная реконструкция челюстно-лицевой области позволяет выявить положение, форму, размеры, строение всех элементов зубочелюстной системы, челюстно-лицевой области, верхнечелюстных пазух и височно-нижнечелюстных суставов за одно исследование.
  • Панорамная рентгенография. Даёт на одном снимке совместное изображение нижней и верхней челюсти. Круговое изображение показывает состояние зубного ряда от одного темпоромандибулярного сустава до второго. На рентгенограмме можно четко проследить не только состояние мягких тканей, но и структуру верхней и нижней челюсти.
  • Метод ортопантомографии или панорамный снимок зубов это рентгеновский снимок верхней и нижней челюстей.Рентгеновские лучи при этом проходят перпендикулярно к оси зуба на протяжении всего альвеолярного отростка челюсти. Данный метод исследования позволяет установить количество зубов, их взаимное расположение и наличие поражений тканей зуба.

4) Реодентография и фотоодонтография.
Применяются для исследования функционального состояния пульпы зубов. Реодентография основана на регистрации кровенаполнения пульпы зуба по изменению электрического сопротивления её тканей при пропускании электрического тока высокой частоты (600—800 кгц).

Фотоодонтография основана на регистрации кровенаполнения пульпы зуба по изменению её оптической плотности при просвечивании зуба с использованием источников света (в т. ч. полупроводникового лазера), с применением электронных (реоплетизмограф) и электронно-оптических (фотоплетизмограф) приборов, позволяющих графически регистрировать кровенаполнение и кровообращение тканей зуба с последующей математической расшифровкой результатов исследования. Эти методы помогают контролировать влияние некоторых лекарственных средств, используемых при лечении кариеса, пульпита и др., состояние пульпы при воспалении, повреждении, после препарирования зубов под искусственные коронки и др.

5)Определение резистентности эмали основано на свойствах минерализации, проницаемости и растворимости.

  • CRT-тест Мюлеманна и Вольгензингера основан на применении деминерализующего р-ра (1 н. р-р соляной кислоты) с кислотно-основным индикатором (0,02% водный р-р кристалл-виолета) и цветной реакции, по изменению цвета индикатора показывающей степень растворимости эмали зубов.
  • Способ определения резистентности эмали зубов В. К. Леонтьева основан на воздействии деминерализующего р-ра с последующим определением в нем кальция, по количеству которого определяют степень растворимости и, соответственно, резистентности эмали зуба.

6). Трансиллюминация
Просвечивание зубов с помощью малогабаритных мощных электроламп, гелий-неоновых, гелий-кадмиевых и др.лазеров. При просвечивании зуба хорошо обнаруживаются микротрещины, начальная стадия кариеса, другие дефекты зубной эмали, рецидивный кариес пломбированных зуб, воспаление, некроз пульпы, поддесневой зубной камень и др.

7).Методы исследования зубов с помощью функциональных нагрузок (тепло, холод, вазоактивные вещества, например никотиновая кислота, дозированные жевательные пробы и др.) предназначены для определения адаптационных и компенсаторных возможностей пульпы зуба, а также позволяют выявить скрытый патологический процессы.

Любопытный факт

Широкое применение имплантатов в современной стоматологии стало возможным благодаря профессору Ингвару Бранемарку из Швеции, который в 1965 году открыл остеоинтеграцию – процесс заживления и сращивания костной ткани с титановым имплантатом. Биоинертность титана практически свела на нет его отторжение организмом.

Первыми «стоматологами» были этруски. Они вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих уже в 7 веке до н.э., а также умели изготавливать мостовидные протезы, достаточно прочные для жевания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ, ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НАВЫКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Омская государственная медицинская академия (г. Омск)

В статье приведены результаты исследования этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии. Анализ исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

Ключевые слова: эстетическая стоматология, моделирование зубов.

К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны. Действительно, восстановление отсутствующих тканей производится достаточно поспешно, шаблонно, как правило, на изучение индивидуальных особенностей пациента у врача не хватает времени [1, 5]. Несмотря на то, что стоматологи находятся в достаточно жестких рамках повседневной практической работы, готовить докторов следует как будущих профессионалов с хорошо развитым вкусом и творческим воображением [2, 4, 3].

Нами проведено научно-прикладное исследование этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии, и сформировано 4 группы.

Первую группу составили студенты второго курса стоматологического факультета в количестве 50-ти человек. Вторую группу — врачи-интерны (50 человек). Третью группу — врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности до 10-ти лет (30 человек). Четвёртую группу — врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности свыше 10-ти лет (30 человек).

Перед всеми обучающимися ставились единые задачи и условия их выполнения. Необходимо было участие каждого в трёх этапах моделирования.

Читайте также:  МКБ 10 - Лимфома Ходжкина (C81)

Первый этап заключался в следующем: из подручного материала (пластилин) каждым участником моделировался клык верхней челюсти. Конструирование основывалось на знаниях нормальной анатомии, собственных представлений о габаритах, форме, объёме зубов.

Второй этап заключался в изучении теми же лицами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детальном определении микрорельефа поверхностей, пропорциональных соотношений габаритных размеров зуба. Целенаправленно участников знакомили c учебно-методическим комплексом по теме «Моделирование зубов», разработанным на кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии. Изучение учебно-методического комплекса даёт возможность обучающимся освоить основные этапы восстановления твёрдых тканей коронок зубов.

Участникам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, демонстрировались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Обучающиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека. Далее каждому участнику выдавался интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть за счёт чего образуется индивидуальность поверхностей и создать подобную форму из подручного материала (пластилина).

Третий этап моделирования заключался в следующем. Участники должны были на основании уже более глубоких знаний по анатомии и моделированию зубов, полученных во время обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА, а также зрительных наблюдений за разнообразными формами клыков, учитывая собственные представления об анатомии зубочелюстной системы, смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (искомый образец отсутствует).

По ходу проведения основных этапов моделирования нам удалось проследить, как у одних и тех же участников обучения происходит процесс усвоения информации, как совершенствуются и развиваются их мануальные навыки.

Изначально группе студентов 2-го курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 50-ти человек было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. Результаты наблюдения выявили уровень познания и ступень изначальной мануальной подготовки студентов.

Рис. 1 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненные двумя студентами (варианты А, В) в процессе работы на 1-м этапе.

Рис. 1. Моделирование верхнего клыка, 1-й этап

К сожалению, созданные модели не удовлетворяли как самих студентов, так и преподавателя, смотрелись нелепыми и «оставляли желать лучшего».

Рис. 2 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненных теми же студентами (варианты А, В) в процессе работы на 2-м этапе (имеется искомый образец: интактный верхний клык).

Рис. 2. Моделирование верхнего клыка, 2-й этап

Созданные модели из подручного материала (пластилина) достаточно идентично и подробно передают форму, объём, габариты копируемого объекта (интактный клык) в различных ракурсах.

Результаты работы фиксировались аналогично 1-му этапу. Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определённых методик конечный результат восстановления коронок зубов оказался удовлетворительным.

Третий этап моделирования подтверждает наибольшую сложность исполнения задания именно на данной ступени творческого развития. Отсутствие искомого образца приводит к частичной потере зрительной памяти, наблюдательности, оставшиеся резервные силы организма заставляют исполнителя работать в более жёстком режиме. Интересно отметить, что в процессе исполнения третьего этапа моделирования учащиеся находятся в более экстремальной ситуации в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 3). Моделирование верхних клыков исполнено теми же студентами (варианты А, В).

Рис. 3. Моделирование верхнего клыка, 3-й этап

Также интересно было проанализировать как у лиц, имеющих различный стаж работы по специальности «Стоматология терапевтическая», проходят этапы моделирования, как при этом соотносится время и качество выполнения задания, какова самооценка результатов и оценка работы со стороны преподавателя. Сведения об этом представлены в сводной табл. 1.

Сравнительная характеристика состояния творческих возможностей студентов, врачей стоматологов-терапевтов с различным стажем работы по специальности при моделировании зубов

№ этапа Количество участников Характеристика групп, стаж по специальности Время исполнения Самооценка (в баллах) Оценка преподавателя (в баллах)
I 50 Студенты 2-го курса 1 ч 20 мин 3,2 1,5
II 50 Студенты 2-го курса 5 ч 20 мин 4,3 3,8
III 50 Студенты 2-го курса 4 ч 50 мин 3,8 2,8
Итого 11 ч 30 мин
I 50 Врачи-интерны 2,5 ч 3,8 3,2
II 50 Врачи-интерны 9 ч 35 мин 4,6 4,3
III 50 Врачи-интерны 7 ч 50 мин 3,9 3,8
Итого 19 ч 55 мин
I 30 Врачи, до 10-ти лет 3 ч 10 мин 3,5 3,2
II 30 Врачи, до10-ти лет 7 ч 25 мин 4,4 4,3
III 30 Врачи, до 10-ти лет 5 ч 50 мин 3,8 3,9
Итого 16 ч 25 мин
I 30 Врачи, свыше 10-ти лет 2 ч 30 мин 3,0 2,9
II 30 Врачи, свыше 10 -ти лет 12 ч 15 мин 3,9 4,0
III 30 Врачи, свыше 10-ти лет 6 ч 10мин 3,8 3,6
Итого 20 ч 55 мин

Нами был проведён анализ результатов исследования, подтверждающий необходимость внедрения в учебно-методический комплекс новых принципов и подходов к реставрации зубов.

Регистрировалось время, затраченное на исполнение всех этапов моделирования клыка. Так, меньшее количество времени понадобилось студентам 2-го курса стоматологического факультета, при полном и последовательном осуществлении всех этапов оно составило в среднем 11 ч 30 мин. Большее количество времени при прохождении всех этапов было затрачено профессионалами со стажем работы свыше 10-ти лет и составило 20 ч 55 мин. Достаточно длительное время при моделировании было потрачено группой лиц, которую составили врачи-интерны, их время в среднем достигало 19 ч 55 мин. Оптимальный вариант моделирования был предложен врачами со стажем профессиональной деятельности по специальности «Стоматология терапевтическая» до 10-ти лет (16 ч 25 мин).

При анализе проведённого исследования обращает на себя внимание такой показатель, как оценка результатов моделирования. Нами было зафиксировано, как с одной стороны оценивает своё творчество специалист, моделирующий зуб, и какие баллы выставляет ему курирующий преподаватель, анализируя изготовленную модель.

Оказалась, что в первой группе обучающихся отмечается завышенная самооценка результатов своего труда, а оценка преподавателя, выставленная в конечном итоге, была в два раза ниже. Так, студенты второго курса, имея малый клинический опыт, не совсем достаточный багаж знаний, укладываются в предлагаемый режим моделирования за небольшой промежуток время. При этом конечный результат изготовленных моделей не совсем соответствует предъявлемым к ним требованиям и не удовлетворяет как самих студентов, так и курирующего преподавателя.

Врачи-интерны, вооружаясь знаниями, применяя различные методики использования зрительной памяти, наблюдательности, проведения анализа конструкции модели затрачивают времени на моделирование с целью достижения положительного конечного результата в 1,5 раза больше. Им удаётся достичь положительного конечного результата, что подтверждают удовлетворительные оценки, выставленные курирующим преподавателем.

Врачи со стажем до 10-ти лет находятся в состоянии наиболее активной трудовой деятельности. Именно в этот период профессиональной деятельности врачи испытывают наименьшие трудности с определением цветовой гаммы, формы, хорошо улавливают микрорельеф поверхностей, а также выдерживают большие физические нагрузки, обусловленные спецификой работы. Экспертная оценка преподавателя, характеризующая качество исполнения, практически совпадает с самооценкой врачей на каждом этапе моделирования клыка. Способность воспринимать новую информацию, интерес к познанию современных технологий именно в этот период творческого развития личности дают плодотворные результаты в клинике терапевтической стоматологии.

Специалисты с профессиональным стажем, превышающим 10 лет, занимают особое положение среди рассматриваемых групп. Это люди, имеющие достаточный практический опыт работы в клинической стоматологии, активно применяющие имеющиеся знания. В силу сложившихся обстоятельств, внедрения современных технологий в терапевтическую стоматологию врачи работают композиционными материалами как химического отверждения, так и фотополимерами. Ими освоены различные методики моделирования зубов, они свободны в выборе пломбировочного материала, применяемого для моделирования, и досконально знают особенности работы с тем или другим пломбировочным материалом. Все эти факторы имеют значение и влияют на конечный результат моделирования. По мере развития мануальных навыков, накопления знаний, практического опыта и видения ситуации соотношение между самооценкой и оценкой преподавателя в области моделирования выравнивается. Повышенная ответственность, критическое отношение к изготовленной продукции увеличивают время, затрачиваемое на моделирование зубов. Однако именно профессионалам данной группы удаётся достигнуть хороших результатов на протяжении всех этапов моделирования.

Читайте также:  Рекомендованное меню при атопическом дерматите у взрослых меню на каждый день by HOTSPLAYRU Medium

Таким образом, анализ наших исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

В настоящее время в стоматологическом сообществе складывается обстановка, когда профессионалы готовы к принятию и внедрению инновационных технологий и их апробации в клинической стоматологии. Инновационная направленность педагогической и врачебной деятельности предполагает включение преподавателей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения, создания на кафедре определённой инновационной среды.

  1. Бойко В. В. Честный стоматолог : быть или казаться? / В. В. Бойко // Институт стоматологии. — 2004. — № 2(23). — С. 6–10.
  2. Кемерчева С. В. О методических подходах к эстетики в стоматологии / С. В. Кемерчева // Вопросы стоматологического образования : юбилейный сб. науч. тр. — М., Краснодар, 2003. — С. 140–142.
  3. Рогожникова Р. А. Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов / Р. А. Рогожникова, Н. А. Дзараева, В. О. Гридина // Проблемы стоматологии. — 2005. — № 4. — С. 12–13.
  4. Скляров И. А. Диагностика и планирование эстетического лечения / И. А. Скляров, Д. В. Жерехов // Институт стоматологии. — 2003. — № 4(21). — С. 74–75.
  5. Цимбалистов А. В. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга / А. В. Цимбалистов, О. Я. Зултан, Ю. Г. Голинский // Труды V съезда СтАР. — М., 1999. — С. 37–39.

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020

22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Электроодонтометрия — надежная диагностика жизнеспособности пульпы зуба

В стоматологии для обследования состояния тканей ротовой полости и зубов сегодня используются несколько методик.

Компьютерная томография (КТ) и рентгенография значатся обязательными мероприятиями для постановки точного диагноза.

Но, к сожалению, по их результатам не всегда врач может получить полное представление о патологии. В таком случае пациенту дополнительно назначается электроодонтометрия.

Содержание статьи:

Суть метода

ЭОМ (сокращенное название электроодонтометрии) – метод обследования, позволяющий проверить и оценить жизнеспособность зубных тканей электрическим током при их травматическом повреждении, новообразовании, воспалении или иных заболеваниях зубочелюстной системы.

В результате стоматолог получает возможность:

  • подобрать оптимальный метод лечения;
  • оценить эффективность проведенной терапии;
  • определить степень распространения и локализацию патологического процесса;
  • вычислить длину корневых каналов;
  • отслеживать динамику патологического процесса;
  • оценить состояние нервных окончаний и тонус кровеносных сосудов;
  • определить степень минерализации эмали.

Электроодонтометрия может дополнять или быть альтернативой рентгену в случае, если по каким-либо причинам выполнить рентгенографию невозможно.

Методика основана на способности зубных тканей приходить в возбуждение под действием внешнего раздражителя. Те же самые ткани, исходя из их функционального состояния в момент диагностирования, имеют разную возбудимость.

Длительность действия тока можно менять, а раздражение повторять многократно без ущерба для общего здоровья и тканей.

Впервые попытка использовать электроток для оценивания состояния зубов была в конце 19 века. В 1887 г. Мужито для диагностирования кариеса предложил применять ток, а немного позже Маршал (в 1891 г.) и Вудворт (в 1896 г.) разработали методику определения жизнеспособности и состояния пульпы.

Но несовершенство оборудования и некоторые неточности в технике выполнения приводили к ошибкам в диагностировании, и не позволили данный способ внедрить в стоматологическую практику.

В середине 20 века профессор Рубин Л.Р. на основе новых физиологических данных о зубочелюстной системе, разработал и опробовал методику определения возбудимости пульпарных тканей при их раздражении импульсами постоянного/переменного электротока.

Точность, достоверность и простота данной методики позволили ее внедрить повсеместно в практику для диагностирования и лечения разных стоматологических состояний.

Принцип работы

Нервные рецепторы в пульпе, хорошо проводят электрический ток. Электровозбудимость (иначе реакция на подобное раздражение) меняется, исходя из состояния нервных и сосудистых тканей.

При воспалении или иной патологии в пульпе отмечаются не только изменения строения тканей, но и нарушение восприимчивости и проводимости нервных окончаний, что отражается на электровозбудимости.

Вывод о показателе возбудимости делается на основании приложенной силы раздражения, которой хватает для фиксации от тканей ответной реакции. Для этого определяют минимальный показатель интенсивности раздражения.

Электрический ток является действенным, информативным и доступным возбудителем. Отмечено, что чем выше его сила, на которую могут реагировать нервные рецепторы, тем глубже распространилась патология.

Пораженные пульпарные ткани характеризуются низкой электровозбудимостью, в отличие от здоровых.

Слабое проявление реакции отмечается при пульпите, глубоком кариесе, периодонтите, новообразовании, рассасывании корневой структуры молочных единиц.

Очень низкая возбудимость или ее отсутствие характерно для прорезывающихся элементов с не полностью сформированной корневой системой.

Например, здоровые зубы дают ответ на ток при напряжении 2-6 мкА. При пульпите этот показатель находится в диапазоне 8-90 мкА, при периодонтите доходит до 100-120 мкА.

Исходя из разницы реакции пульпы на электроток, врач делает заключение о состоянии и структуре тканей на момент обращения пациента.

Показания

ЭОМ в стоматологии проводится в таких случаях:

  • остеомиелит;
  • периодонтит;
  • дифференциальное диагностирование глубины и обширности кариозного поражения;
  • выявление на корнях радикулярной кисты;
  • дифференциальное диагностирование поражения пульпарных тканей;
  • травмирование зубов;
  • воспаление верхнечелюстной пазухи;
  • актиномикоз;
  • новообразование в области челюстей любой этиологии;
  • невралгия;
  • неврит лицевого (тройничного) нерва;
  • коррекция окклюзии при помощи ортодонтического аппарата.
Читайте также:  Лекарственные препараты для лечения цистита у женщин в острой и хронической форме терапия антибиотик

Применение методики оправдано и при определении уровня лучевого поражения дентина или эмали.

Современные методы лечения острого пульпита зуба у взрослых и детей.

Заходите сюда, чтобы больше узнать о причинах развития и лечении гнойного пульпита у детей.

Противопоказания

Несмотря на то, что электроодонтометрия является быстрым и достаточно удобным методом выявления патологических состояний, исследование имеет несколько ограничений, при которых провести его невозможно, либо оно даст недостоверный результат.

Все противопоказания к процедуре условно делятся на относительные и абсолютные.

В первую группу входят следующие состояния:

  • психоэмоциональное перенапряжение пациента или его сильная нервозность;
  • наличие на обследуемой единице коронки;
  • присутствие во рту ортопедических конструкций из металла;
  • амальгамные пломбы;
  • временная потеря чувствительности после введения челюстной анестезии;
  • трещина в корне;
  • перфорация (пробитие) полости или корневого канала;
  • неисправность аппаратуры, которая должна быть использована.

Ко второй группе ограничений относятся состояния, при которых исследование полностью исключается:

  • имеются тяжелые психические расстройства;
  • хроническая форма фиброзного пульпита;
  • гипертония;
  • у пациента вживлен кардиостимулятор;
  • невозможно полностью высушить исследуемую поверхность;
  • имеется непереносимость электрического тока;
  • детский возраст до 5 лет.

Таблица значений

Стоматологами установлена зависимость вида патологии, присутствие которой предполагается у человека, и показаниями прибора.

Электрочувствительность в норме (т. е. когда нет заболеваний) при силе тока от 2 – до 6 мкА. Если же показатель изменился – ткани поражены и требуется терапия.

При наличии заболевания значения на аппарате изменяются, исходя из степени и обширности поражения обследуемого участка.

В таблице приведены примеры взаимосвязи патологии и показаний одонтометра.

Заболевание Показания на аппарате
Кариес (на разных стадиях) При кариесе в стадии пятна или поверхностном, электровозбудимость в пределах нормы. Значение ЭОМ составляет 9-12 мкА. Если цифры достигают 20 мкА, значит, некротические ткани расположены у пульпы, либо в ней уже начались первые изменения.
Периодонтит Показатель 100-200 мкА свидетельствует о гибели пульпы, а реакцию проявляют рецепторы, находящиеся в периодонте.
Пульпит Значения от 20 до 50 мкА говорят об обратимости патологических процессов в пульпе. Когда в ней развивается некроз, цифры доходят до 60 мкА. При превышении данного значения можно диагностировать переход болезни на каналы корня.
Пародонтит Показатель находится в пределе 35-40 мкА, что подтверждает наличие воспаления и изменения кости (резорбцию и оголение корней), окружающей зуб.
Пародонтоз Цифры варьируют от нормы к пониженным значениям.
Невралгия Электровозбудимость соразмерна норме.
Неврит Показатели уменьшаются, либо полностью отсутствуют.
Новообразование Значение будет постепенно уменьшаться.

Важно! Чувствительность у людей при воздействии электротока колеблется, поэтому стоматологи опираются на относительные показания.

Для их уточнения выполняется диагностирование симметрично расположенного здорового элемента, принимая его показатели за норму для конкретного больного.

Популярное оборудование

Для электроодонтодиагностики (ЭОД) пользуются приборами, называемыми электроодонтометрами. В нашей стране сконструированы и используются аппараты: «ОД-1», «ИВН-1», «Эдар», «ЭОМ-3», «ЭОМ-1», «ОД-2», «ОД-2М».

Последняя модель – это модернизированная разновидность одонтометра, которая может работать как от переменного, так и от постоянного тока.

Из зарубежных приборов сегодня применяются портативные цифровые и электронные тестеры:

  • «Vitapulp»;
  • «Pulptester»;
  • «Analytic».

Что представляет собой аппарат для депофореза и техника проведения процедуры.

В этой статье мы расскажем о перелечивании каналов зуба.

Здесь http://www.vash-dentist.ru/lechenie/zubyi/razvitiya-i-taktika-flegmonyi.html читайте о причинах развития и лечении флегмоны после удаления зуба.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как провести исследование, и пациент, и оборудование проходят специальную подготовку. Сначала готовиться к работе аппарат.

Чтобы не допустить перенос инфекции от одного пациента к другому, активный электрод и загубник подвергаются стерилизации перед каждым сеансом. Другие детали и сама поверхность прибора только дезинфицируются.

Затем врач выполняет все действия в следующем порядке:

  1. Подбирает участок электродов (пассивного и активного).
  2. Подсоединяет их к клавишам «Р» и «А» на панели управления.
  3. Заземляет прибор.
  4. Включает в сеть.
  5. Настраивает тестер.

Для его настраивания выставляется скорость увеличения силы тока для диагностирования. В некоторых моделях для облегчения и удобства работы стоматолога есть функции подсветки и подачи звукового сигнала.

Для получения точных данных полость рта пациента подвергается профессиональной чистке — удаляются все отложения. Особое значение уделяется исследуемым участкам. При этом не рекомендуется перед ЭОМ использовать для чистки методики, интенсивно воздействующие на ткани, это лазер и ультразвук.

Далее, исследуемая единица изолируется от слюны, высушивается тампоном (все движения им выполняются в направлении от режущего края к центру).

Важно! Использовать для высушивания эфир или спирт запрещено.

Если исследуемый зуб кариозный, размягченный дентин вычищается, а полость просушивается. Когда он запломбирован амальгамной пломбой, она удаляется, т. к. данный материал является хорошим проводником тока.

Чтобы исключить нервозность и нервное перенапряжение, пациенту рассказывается о возможных ощущениях по время диагностики. Могут проявиться покалывания, дрожание, толчки. Человека предупреждают, что о своих ощущениях он должен сообщить врачу.

Затем на пол для изоляции врача и кресла с человеком кладется резиновый коврик.

Этапы процедуры

Перед исследованием наконечник, обработанный предварительно гелеобразным токопроводящим средством, размещается на чувствительном участке, прижимается к исследуемой единице.

Прибор включается в сеть и начинает подавать импульсы. При проявлении первых неприятных ощущений, больной жмет на кнопку, и аппарат фиксирует показание. Его значение и будет той силой, на которую дала реакцию проблемная область.

Проверка проходит на тех участках, где реакция развивается при минимальных показаниях. У моляров – на фронтальных буграх, у премоляров — на буграх со стороны щек, у резцов – на их режущих краях.

Для контроля точности настройку тестера ЭОД проверяют на непораженных тканях. Если значения находятся в рамках нормы, то данные считаются достоверными. Если же цифры выходят за пределы 2-6 мкА, исследование проводится повторно после перенастройки прибора.

Стоматолог получает неточные значения если:

  • во рту проводником были задеты металлические конструкции;
  • электрод затронул щеку;
  • больной до процедуры выпил седативный препарат или анальгетик.

При обследовании важно следить за тем, чтобы электрод не соприкасался с десной, а эмаль, во избежание появления на ней влаги, периодически подсушивалась.

Электровозбудимость проблемного участка проверяется 2 раза, после чего выводится среднее значение.

В видео более подробно рассказывается о проведении процедуры электродиагностики жизнеспособности пульпы.

Возможные сложности

Во время выполнения электроодонтометрии стоматологу надо учитывать тот факт, что зубы проявляют реакцию на ток по-разному. Также следует считаться и с возрастом человека, и с наличием у него системных патологий.

На чувствительность зубных тканей влияют заболевания полости рта. Изменяют показания тестера и помехи извне. Так, УВЧ и СВЧ приборы отрицательно действуют на одонтометр и приводят к искаженным результатам.

При выполнении ЭОМ важно соблюдать технику и последовательность ее проведения. Она должна полностью соответствовать инструкции прибора. Только в таком случае получаются достоверно точные результаты.

Стоимость данной диагностики назвать трудно. Ее цифры варьируют от 200 до 450 р. за одну единицу. Это немного дешевле, чем обследование другими методиками.

К цене следует прибавить оплату за подготовку полости рта к диагностике, а именно:

  • удаление отложений;
  • распломбировку зубов;
  • чистка дентина.

На цену повлияет статус стоматологического центр, его местонахождение, модель используемого тестера, квалификация специалиста, проводящего обследование.

Отзывы

Электроодонтометрия – информативный и доступный метод диагностики в стоматологии. Ее проведение позволяет исключить диагностические ошибки, повысить качество лечебных мероприятий.

В совокупности с другими методиками, стоматолог получает полную и точную информацию обо всех изменениях, происходящих в зубных тканях.

Поделиться своим впечатлением или высказать мнение относительно эффективности и целесообразности проведения ЭОМ, Вы можете, оставив комментарий к этой статье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Фригидность у женщин что это такое, причины, признаки, лечение, как определить, народные средства, о
Укрощение строптивой: фригидность & нимфомания Что такое фригидность? Фригидностью называют неспособность женщины реагировать на сексуальные действия (прикосновения, ласки, оргазм), а...
Фонд AdVita Евгения Кочкина
Лимфома Ходжкина Лимфома Ходжкина (лимфогранулематоз, болезнь Ходжкина) – злокачественная опухоль лимфоидной ткани с образованием специфических полиморфно-клеточных гранулем. Опухолевый субстрат лимфомы...
Форадил Комби (Foradil Combi) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побо
Инструкция по применению капсул для ингаляций Форадил Комби - состав, побочные эффекты, аналоги и цена Медикамент с бронхолитическим действием Форадил...
Фридерм® цинк (Friderm® zinc) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побо
ФРИДЕРМ ШАМПУНЬ Показания к применению Способ применения Побочные действия Противопоказания Беременность Взаимодействие с другими лекарственными средствами Условия хранения Форма выпуска...
Adblock detector