Черепные или черепно-мозговые нервы функции и роль в мозге

12 пар черепно-мозговых нервов

1. Классификация 2. Двигательные 3. Нервы со смешанными волокнами 4. Поражения

Сензитивность кожи лица и шеи, слизистых рото- и носоглотки, деятельность глазных, языковых, глоточных мышц, мимики, голосовых складок обеспечивается определенными видами нервов.

Черепные нервы, в количестве 12 пар, происходят из мозговой нервной ткани. Одна часть из них выполняет чувствительные функции, другая – двигательные, третья совмещает обе. Они имеют афферентные и эфферентные волокна (или только один из этих видов), ответственные за прием или передачу информации соответственно.

Первые два нерва имеют существенные отличия остальных от 10-и тем, так как по сути являются продолжением головного мозга, формирующимся посредством выпячивания мозговых пузырей. Кроме того, они не имеют узлов (ядер), которые присутствуют у других 10-и. Ядра черепных нервов, как и другие ганглии ЦНС, представляют собой сосредоточения нейронов, выполняющие определенные функции.

10 пар, за исключением первых двух, образуются не из двух видов корешков (передние и задние), как это происходит со спинномозговыми, но представляют собой только один корешок – передний (у III, IV, VI, XI, XII) или задний (у V, c VII по X).

Общераспространенным термином, который обозначает этот вид нервов, является «черепные нервы», хотя русскоязычные источники предпочитают использовать «черепно-мозговые нервы». Ошибкой это не является, но предпочтительнее использовать первый термин – в соответствии с международной анатомической классификацией.

Все черепные нервы закладываются у зародыша уже на втором месяце. На 4 месяце пренатального развития начинается миелинизация преддверного нерва – обложение миелином волокон. Двигательные волокна проходят этот этап раньше, нежели чувствительные. Состояние нервов в постнатальный период характеризуется тем, что, в результате, самыми развитыми оказываются первые две пары, остальные продолжают усложняться. Окончательная миелинизация происходит примерно к полутора годам ребенка.

Классификация

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению каждой отдельной пары (анатомия и функционирование), удобнее всего ознакомиться с ними при помощи кратких характеристик.

Нумерация Название Функции
I Обонятельный Восприимчивость к запахам
II Зрительный Передача зрительных раздражений в мозг
III Глазодвигательный Движения глаз, зрачковая реакция на световое воздействие
IV Блоковый Передвижение глаз вниз, в наружную сторону
V Тройничный Лицевая, ротовая, глоточная чувствительность; деятельность мышц, ответственных за акт жевания
VI Отводящий Передвижение глаз в наружную сторону
VII Лицевой Движение мышц (мимические, стременная); деятельность слюнной железы, сензитивность переднего участка языка
VIII Слуховой Передача звуковых сигналов и импульсов из внутреннего уха
IX Языкоглоточный Движение мышцы-поднимателя глотки; деятельность парных слюнных желез, чувствительность горла, полости среднего уха и слуховой трубы
X Блуждающий Двигательные процессы в мышцах горла и некоторых участков пищевода; обеспечение чувствительности в нижнем участке горла, частично в слуховом проходе и барабанных перепонках, твердой оболочке мозга; деятельность гладких мышц (ЖКТ, легких) и сердечных
XI Добавочный Отведение головы в различных направлениях, пожимание плеч и приведение лопаток к позвоночнику
XII Подъязычный Шевеления и передвижения языка, акты глотания и жевания

Нервы с чувствительными волокнами

Обонятельный начинается в нервных клетках носовых слизистых, далее проходит сквозь решетчатую пластинку в черепную полость к обонятельной луковице и устремляется в обонятельный тракт, который, в свою очередь, образует треугольник. На уровне этого треугольника и тракта, в обонятельном бугорке, нерв оканчивается.

Ганглионарные клетки сетчатки дают начало зрительному нерву. Поступив в черепную полость, он образует перекрест и в дальнейшем прохождении начинает носить название «зрительный тракт», который оканчивается в боковом коленчатом теле. От него берет начало центральная часть зрительного пути, идущая в затылочную долю.

Слуховой (он же преддверно-улитковый) складывается из двух. Улитковый корешок, сформированный из клеток спирального узла (принадлежащему пластинке костной улитки), ответственен за передачу слуховых импульсов. Преддверный, идущий от вестибулярного ганглия, несет импульсы вестибулярного лабиринта. Оба корешка сочленяются в один во внутреннем слуховом проходе и направляются внутрь посередине варолиевого моста и продолговатого мозга (несколько ниже располагается VII пара). Волокна преддверного отдела – значительная их часть – проходят в задний продольный и вестибулоспинальный пучки, мозжечок. Волокна улиткового тянутся к нижним бугоркам четверохолмия и серединному коленчатому телу. Здесь берет начало центральный слуховой путь, оканчивающийся в височной извилине.

Существует еще один чувствительный нерв, получивший нулевой номер. Поначалу он носил название «дополнительный обонятельный», но впоследствии был переименован в терминальный из-за нахождения рядом терминальной пластинки. Достоверно установить функции этой пары ученым еще предстоит.

Двигательные

Глазодвигательный, начинаясь в ядрах среднего мозга (ниже водопровода), появляется на мозговом основании в районе ножки. Прежде чем направиться в глазницу, формирует разветвленную систему. Верхний ее отдел составляют две ветви, идущие к мышцам – верхней прямой и той, которая поднимают веко. Нижняя часть представлена тремя ветвями, две из которых иннервируют прямые мышцы – срединную и нижнюю соответственно, а третья направляется к нижней косой мышце.

Ядра, лежащие спереди от водопровода на том же уровне, что и нижние бугорки четверохоломия, создают начало блокового нерва, который в зоне крыши четвертого желудочка появляется на поверхности, образует перекрест и тянется к верхней косой мышце, расположенной в глазнице.

Две составляющие образуют 11-ый, добавочный, нерв. Верхняя начинается в продолговатом мозгу – его церебральном ядре, нижняя – в спинном (его верхней части), а конкретнее, добавочном ядре, которое локализовано в передних рогах. Корешки нижней части, проходя сквозь большое затылочное отверстие, направляются в черепную полость и соединяются с верхним участком нерва, создавая единый ствол. Он, выходя из черепа, разделяется на две ветви. Волокна верхней перерастают в волокна 10-го нерва, а нижняя отправляется к грудинно-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцам.

Ядро подъязычного нерва размещается в ромбовидной ямке (ее нижняя зона), а корешки проходят на поверхность продолговатого мозга посередине оливы и пирамиды, после этого объединяются в единое целое. Нерв появляется из черепной полости, далее направляется к мышцам языка, где производит 5 концевых ответвлений.

Нервы со смешанными волокнами

Анатомия этой группы сложна за счет разветвленной структуры, позволяющей иннервировать многие отделы и органы.

Тройничный

Зона между средней ножкой мозжечка и мостом являются точкой его выхода. Ядро височной кости формирует нервы: глазничный, верхнечелюстной и нижнечелюстной. Они обладают чувствительными волокнами, к последнему добавляются двигательные. Глазничный размещается в глазнице (верхняя зона) и ветвится на носоресничный, слезный и лобный. Верхнечелюстной имеет выход на поверхность лица, после того, как проникает сквозь подглазничное пространство.

Нижнечелюстной раздваивается на переднюю (двигательную) и заднюю (чувствительную) части. Они дают нервную сеть:

  • передняя дробится на жевательный, глубокие височные, боковой крыловидный и щечный нервы;
  • задняя – на серединный крыловидный, ушно-височный, нижнеальвеолярный, подбородочный и язычный, каждый из которых снова расчленяется на мелкие ветви (их количество в общей сложности составляет 15 штук).

Нижнечелюстной отдел тройничного нерва связывается с ушным, поднижнечелюстным и подъязычным ядром.

Лицевой

Покрышка варолиевого моста является местом локализации ядра, волокна которого образуют петлю, окружающую ядро 6-го нерва. Лицевой нерв устремляется сквозь мостовые слои и появляется на основании мозга посередине продолговатого мозга и моста. Здесь к волокнам лицевого добавляются волокна промежуточного, определяемого некоторыми биологами 13-ым. Оба проникают сквозь слуховое отверстие, направляясь внутрь околоушной железы, и там ветвятся на:

  • большой каменистый нерв;
  • стременной (локализация в барабанной полости);
  • барабанную струну, имеющую выход на черепное основание, где она сплетается с языковой ветвью 5-го нерва.

Языкоглоточный

Пространство около нижней оливы продолговатого мозга является его местом выхода. Несколько выше находится VIII пара.От черепного основания он стремится вниз в языковые слои, образуя ветви, отходящие:

  • от его нижнего ядра (барабанный и малый каменистый нервы);
  • от его ствола (глоточные, каротидная, язычные нервы, шилоглоточной мышцы, миндалин).

Нижнее ядро сочленяется с ушным, барабанный нерв связывается с лицевым и внутренней сонной артерией. Глоточные нервы, перевиваясь с блуждающим, создают глоточное сплетение. Язычные, проникая в толщу, языка создают мелкую сеть, соединяются с язычной ветвью 5-го нерва.

Блуждающий

Позади предыдущего описанного нерва образуется 10-ый. Вместе с языкоглоточным и добавочным он следует вниз в район шеи, где создает пучок сосудов и нервов, переплетаясь с внутренней яремной веной и общей сонной артерией; грудную и абдоминальную области.

Ответвления, проходящие в грудную полость (генерирующие там разветвленную сеть), опускаются по пищеводу, создают сплетение, из нервных отхождений которого основываются два блуждающих ствола. Они проникают к абдоминальным органам и солнечному сплетению.

В составе любого мозга млекопитающих находится столько же нервов, сколько в человеческом, а в рыбном и у амфибий – 10, так как в их организме последние два парных нерва являются продолжением спинного мозга.

Поражения

Ниже представлена таблица, в которой отражены результаты поражений черепных нервов.

Пара Последствие
Обонятельный Утрата сензитивности к запахам, излишняя чувствительность, обонятельные галлюцинации
Зрительный Снижение зрения или полная его утрата; выпадения внутренних и внешних полей зрения, образование слепых участков (скотом), появление простых и сложных зрительных галлюцинаций
Глазодвигательный Опущение века, косоглазие с расхождением, раздвоение объектов в глазах, расширение зрачка, снижение зрения вблизи
Блоковый Отклонение глаз в верхнюю и внутреннюю стороны
Тройничный Утрата кожной сензитивности, снижение вкусового восприятия; сильные болевые ощущения при воспалении; атрофия или напряжение мышц, отвечающих за процесс жевания; отвисание и смещение нижней челюсти; нарушение речи и дыхания
Отводящий Косоглазие со схождением и диплопия
Лицевой Мышечный паралич той части лица, которая соответствует поражению; паралич конечностей со стороны противоположной пораженному очагу; сниженная частота мигания глаз, пересыхание слизистых глаза; ощущение излишней резкости звуков; изменения или утрата вкусовой чувствительности;
Слуховой Головокружения с ощущением вращения или перемещения тела, нарушения координации, рвота, снижение слуха, появление ушного шума и слуховых галлюцинаций
Языкоглоточный Вкусовые расстройства, онемение горла, глоточная боль, отдающая в ухо
Блуждающий Нарушения глотания, дыхания и речи вследствие паралича глотки и пищевода; хриплый голос из-за паралича голосовых складок; тахикардия, аритмия, брадикардия; летальный исход в случае двустороннего поражения
Добавочный Отклонения головой в сторону центра поражения, крайнее затруднение в процессе пожатия плеч, отведении головы по направлению к «здоровой» стороне; двустороннее поражение приводит к откидыванию головы назад и невозможности ее поворотов в стороны
Подъязычный Двигательные изменения языка: паралич/ парез той половины языка, которая соответствует пораженной стороне; при двустороннем поражении – неотчетливая речь или полная невозможность говорить

Черепно-мозговые нервы, или, как их еще называют в соответствии с международными стандартами, черепные нервы условно делятся на три группы: чувствительные, двигательные и смешанные. Какие-то из них ограничены в функциях и отвечают за иннервацию одной – двух мышц, а у других присутствует сложная анатомия, предполагающая разветвленную нервную сеть и взаимодействие с другими нервами и сосудами. Обонятельный и зрительный нервы отличаются от остальных 10-и своей структурой и происхождением.

Несколько мнемонических правил

Каждый учитель заботится о более полном усвоении курса. Лучше всего, конечно, этому помогают образный, эмоциональный рассказ и ясная логика повествования, положительный эмоциональный настрой учеников на уроке, хорошая мотивация к изучению предмета. Хорошо «работают» и опорные схемы. Но в курсе биологии учитель периодически сталкивается с материалом, рассчитанным исключительно на «зубрежу». Логики в таком материале почти нет, образно представить практически невозможно, а знать его необходимо.
В таких случаях я использую простые, самостоятельно разработанные мнемонические приемы, некоторые из которых хочу предложить вниманию коллег.

Типы цветков семейства Сложноцветные

Удобнее, по-моему, давать ученикам все типы цветков этого семейства, включая двугубый. Тогда проще показать происхождение ложноязычкового цветка и сразу указать на большое разнообразие сложноцветных, наличие в семействе древесных форм и т.д. Но названия цветков ребята запоминают плохо. А стоит название напомнить – и они без труда изображают схему цветка, пишут его формулу, рисуют диаграмму. Здесь может помочь такой простой стишок:

(Чтоб мне запомнились эти цветки,)*
Я дам тебе венчика лепестки.

Слова второй строчки начинаются на те же буквы, что и названия типов цветка: язычковый, двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.

Ранги таксонов у растений

Не помню ни одного ученика, даже среди отличников, который бы выучил названия таксонов у растений в правильной последовательности без мнемоники. Стишок в данном случае такой:

Цирк, огромный купол пестрый
Словно радугу вознес (ты).

То есть: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.

Названия 20 аминокислот

Этот материал важен для учеников, особо интересующихся биологией. Если расположить аминокислоты в соответствии с химическими свойствами радикалов, почти так, как это сделано в учебнике: «Биологическая химия для медицинских вузов» (Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., 1990), то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа:

Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
(Падают в) гигантские аркады.

То есть: аланин, валин, лейцин, изолейцин, метионин, пролин, триптофан, фенилаланин, глицин, серин, треонин, цистеин, тирозин, аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин, гистидин, аргинин.

В этом стишке есть еще указание на количество CH2-групп в лизине и аргинине. В лизине таких групп 4 – слогов в слове «листопада» тоже 4. В аргинине 3 СН2-группы – как и слогов в слове «аркады».

Черепно-мозговые нервы

Знание их может пригодиться и не биологу. В аннотациях к лекарствам мне приходилось видеть лишь номер той или иной пары нервов. «Перевести» такой номер в название сложно, а при выборе лекарства подобная информация важна. Мнемонический прием в данном случае следующий:

Охранять здоровье граждан,
(Их) болезненное тело,
Облегчать людскую стражду –
Явно благостное дело.

То есть, начиная с первой пары нервов: обонятельный (I), зрительный (II), глазодвигательный (III), блоковый (IV), тройничный (V), отводящий (VI), лицевой (VII), слуховой, или стриопаллидарный (VIII), языкоглоточный (IX), блуждающий (X), добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

Комплементарность азотистых оснований

Мнемонические приемы могут быть и более простыми, но при этом оставаться эффективными. Так, в начале курса молекулярной биологии ученики путаются в комплементарности азотистых оснований. Я предлагаю им простые и заведомо нелепые словосочетания (чем нелепее, тем лучше запоминается). Например: глупый цыпленок – пара Г–Ц или тревожный аллигатор – пара А–Т.

Разумеется, мнемонические приемы такого рода не являются панацеей. Некоторым детям (по наблюдениям, 20–30%) трудно запомнить даже такие короткие стишки. Поэтому использование мнемоники должно быть добровольным. Иначе будет только отторжение или курьезы (вместо: «Цирк, огромный купол пестрый. » – я получал: «Цирк сгорел, а клоуны остались»).

Иногда у учеников вызывает отторжение не сам метод, а конкретный прием. Действительно, предложенные выше стихотворения лишены художественности. Можно предложить придумать более совершенное произведение самим ученикам. Обычно это у них не получается, но повторяя попытки, ребята в конце концов запоминают и сам материал.

Вероятно, такими приемами пользуются многие учителя. Хотелось бы познакомиться с их разработками на страницах «Биологии».

* Здесь и далее в скобки заключены строки и слова мнемонического приема, которые не служат для обозначения термина или названия, а использованы только для благозвучия.

12 пар черепно мозговых нервов стих

В этой теме выкладывайте известные вам правила более легкого запоминания, которые помогли вам и могут помочь другим справиться с огромным потоком информации в жизни медика

Как на Lamina Cribrosa
Поселился Crista Galli,
Впереди-Foramen Caecum,
Сзади Os Sphenoidale,
Sella turcica-на теле,
Чтоб где мозгу было сесть
Сзади спинка с бугорками,
В середине ямка есть
В центре тела спрятан sinus,
Онразделен пополам,
Разделяя половинки
Septum Sinus стала там.
И из каждой половины
Путь наружу есть недлинный,
А куда они зияют-
Ни один студент не знает.
С.Ботвинник

Методы оживления. Правило ABC. Этапы реанимации по Сафару.
Все известные на сегодняшний день методы и схемы оживления обязательно включают знание трех приемов (правило ABC):
I. Air way open — восстановить проходимость дыхательных путей;
II. Breathe for victim — начать ИВЛ;
III. Circulation his blood — приступить к массажу сердца.

Дополнение к ABC по Сафару

:arr:( квалифицированная мед помощь )DEF GHI

Дальнейшее поддержание жизни. Заключается в восстановлении самостоятельного кровообращения, нормализации и стабилизации показателей кровообращения и дыхания. Стадия II включает в себя три этапа:

D (drug) — медикаментозные средства и инфузионная терапия;

Е (ECG) — электрокардиоскопия и кардиография;

F (fibrillation) — дефибрилляция.

длительное поддержание жизни. Заключается в послереанимационной интенсивной терапии и включает этапы:
G (gauging) — оценка состояния;
Н (human mentation) восстановление сознания;
I — коррекция недостаточности функций органов.

12 пар черепных нервов
Об (Olfactorius — обонятельный нерв) OPясину (OPticus — зрительный нерв)
OCел OCulomotorius — глазодвигательный нерв) Топорище (Trochlearis — блоковый нерв)
Точит (Trigeminis — тройничный нерв), A (Abducens — отводящий нерв ) Факир (Facialis — лицевой нерв) СOзвал (vestibuloCOchlearis) Гостей (Glossopharingeus — языкоглоточный нерв) Выть (Vagus — блуждающий нерв) Акулой (Аccessorius — добавочный нерв)
Хочет (Hypoglossus — подъязычный нерв).

Добавлено через 38 минут
8 КОСТОЧЕК ЗАПЯСТЬЯ
На Ладье (ладьевидная кость) при Луне (полулунная кость)
Трое (трехгранная кость) ели Горох (гороховидная кость),
И снимали с Крючка (крючковатая кость) рыбьи Головы (головчатая кость),
Да сложили потом Трапециевидную (трапециевидная кость) Трапецию (трапеция).

для кардиограммы — наложение стандартных отведений начиная с правой руки Каждая Женщина Злее Черта ( красный желтый зеленый черный )

из анатомии — мышца супинатор мышца пронатор на верхней конечности: ладонь вверх — суп несу ( супинатор ) ладонь вниз — суп проливаю ( пронатор )

Лекция об аритмии [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
Нарушений ритма сердца
Самых разных много есть.
Те, что могут беспокоить,
Я хочу Вам перечесть.
Слишком часто сердце бьется –
ТАХИкардией зовется,
Если редко сердце бьется –
БРАДИкардией зовется.
Нежно сердце замирает,
В грудь и шею ударяет –
Экстрасистола играет,
С разных мест она сбегает.
Если комплекс узнаваем,
То ПРЕДСЕРДНОЙ называем.
В странном виде нам предстанет –
ЖЕЛУДОЧКОВОЙ станет.
Врач ее так замечает: 😎
Она раньше возникает,
И, как правило, за ней
Будет пауза длинней.
В ритме пульса хаос, бред –
Часто в том МЕРЦАНЬЯ вред.
Если в ленте ЭКГ
Есть зигзаги, а нет “R”?
Резко ритм срывается,
Позже возвращается –
ПАРОКСИЗМОМ назову
И купировать начну. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
ИЗОПТИН и ОБЗИДАН,
ДИГИТАЛИС (Богом дан), :arr:
От предсердной ТАХИ-, ЭКСТРА-
Не найдется лучше средства. 🙄

При желудочковом ритме
ЭТМОЗИН, ЛИДОКАИН,
РИТМИЛЕН, АЛЛАПИНИН,
Поклонимся низко им. :wow:

От внезапного мерцанья
Проглотить без опоздания
ОБЗИДАН и ХИНИДИН
Лучше вместе, чем один.:super:

Пароксизм вмиг усмирит
В вену НОВОКАИНАМИД.

Не прошло? – ЭЛЕКТРОШОК
Припасен на посошок. 😛

Против бради- применим
ИЗАДРИН и АТРОПИН.

Пульс, что ниже сорока,
Участит наверняка ЭКС,
Вживленный в тело,
На него решайтесь смело, :super:

Боли в сердце беспокоят? 😎
НИТРОгруппа успокоит.

Седативу назначаю –
Всем лекарствам помогаю. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

Если вы «водой налиты» – 😎
«Мочегонка», гликозиды.

После выпить АСПАРКАМ,
Чтоб вернулся калий к вам. :beer:

Для питанья стол 10-й, :arr:
Чтоб прошел недуг проклятый.

Читайте также:  Алгоритм диагностики и лечения врожденных арахноидальных кист - Европейские рекомендации
Ссылка на основную публикацию
Через сколько действует лидокаин спрей на коже
Инструкция спрея Лидокаин Название этого местного анестетика хорошо знакомо всем, кто когда-либо обращался в больницу. Лидокаин спрей часто используют в...
Чем опасна гипергликемия и как снизить уровень сахара в крови
От чего повышается сахар в крови Многие ошибочно предполагают, что повышение уровня сахара в крови характерно только для диабетиков. Но...
Чем опасна лазерная коррекция зрения СЕГОДНЯ
Лазерная коррекция зрения: за и против Записаться на прием Задать вопрос онлайн Заказать обратный звонок В современном мире почти каждый...
Через сколько дней после прогестерона начинаются месячные · GitHub
Вопросы Вопрос: Уколы прогестерона? Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста....
Adblock detector